Конспект урока по предмету Окружающий мир на тему Как зимуют птицы и звери (2 класс)


УРОК
Тема. Как зимуют птицы и звери
Цель: продолжить работу по формированию представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о том, как зимуют птицы и звери; учить учащихся работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой; развивать умение сравнивать, обобщать; способствовать расширению кругозора учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: цветные иллюстрации птиц и зверей.
ХОДУРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте и определите, о каком времени года идет речь?
Снег порошит, укрывая поля. Снег порошит, украшая леса. Под белым ковром исчезает земля, В нору запряталась даже лиса. Белый снежок побелит зайчонка, В теплую шубу оденет лисенка, Пухом своим закроет цветок, Чтобы весной он цвести уже мог.
— Какие изменения в жизни животных происходят, когда приходит зима?
— Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют птицы и звери.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 92)
1) Чтение текста.
2) Беседа по содержанию.
— Как спасаются от морозов птицы?
— От чего птицы погибают зимой?
— Чем можно подкармливать птиц?
— Чего нельзя давать птицам?
3) Работа по рисунку.
— Рассмотрите кормушки.
— Семена каких растений изображены?
2. Сообщение учителя
— В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.
Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена.
— Как звери приспосабливаются к зиме?
Чтобы не замерзнуть зимой, осенью животные накапливают толстый слой жира, их мех становился более густым. Дело в том, что жир и мех плохо проводят тепло, которое вырабатывает организм, и таким образом препятствуют охлаждению. Посмотрите на белку — ее можно увидеть не только в лесу, но и в парках. С приходом зимы она заметно округляется, надевает красивую шубку. Теперь белке ни снег, ни морозы не страшны!
Есть еще одно приспособление, с помощью которого животные справляются с тяготами зимней жизни,— спячка. Во время спячки потребность в пище уменьшается. Это позволяет животным пережить зиму. В спячку впадают многие животные, например, медведь, черепаха, сурок.
3. Работа с текстом (учебник, с. 93)
— Прочитайте текст.
— Каких зверей можно увидеть зимой в лесу?
4. «Микрофон» (интерактивная технология)
Рассказы о животных сопровождаются демонстрацией рисунков.
— В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке — одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
— По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка. А на этом дереве у нее свой домик — дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько — для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные «кладовки») под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.
— На берег лесного ручья выбежал красивый зверек в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Опустила мордочку и попала черным носиком в льдинку. От сильных морозов вода в ручье превратилась в лед. Придется лисе пожевать снежка вместо воды. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.
— По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.
:— Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.
5. Работа по рисунку учебника (с. 93)
— Расскажите, как люди могут заботиться о зверях зимой.
6. Физкультминутка
7. «Пресс» (интерактивная технология)
— Можно ли увидеть зимой муравья?
— Можно ли увидеть зимой божью коровку? ...... —Чьих следов не увидишь зимой?
8. Физкультминутка
V. Закрепление и осмысление знаний
1. « Мозговой штурм » (интерактивная технология)
— Почему дятлы, клесты, мыши, белки любят зимой жить в еловых лесах? ...... (Немало лесных обитателей кормит в лесу ель, большую пользу лесу приносит старая ель — это кормилица многих птиц и зверей.)
— Какую роль в жизни дятла играет клюв?
2. Игра «Будь внимателен»
— Кому принадлежат эти слова? Объясните почему.
• Зима бывает трудная, голодная. Хорошо, когда повесят кормушку и насыпят зерен. (Птицы)
• Зима холодная. Трудно в морозы рыскать по лесу в поисках добычи. (Волк)
• Зима короткая. Тянется всего одну ночь. (Медведь)
VI. Итог урока
...... —Назовите тему урока.
— Что интересного вы узнали на уроке?