Урок по окружающему миру для учащихся 3 класса на тему Как звери зимуют

Урок по окружающему миру в 3 «В» классе учащихся с ОВЗ
«Зима. Жизнь диких животных зимой»
Автор: Кайдалова Т.Н., учитель-дефектолог начальных классов школы ГКОУ «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»

Дидактическая цель
Уточнить и систематизировать представления детей с ОВЗ о жизни животных зимой: как готовились к зиме, как питаются, как защищаются , как зимуют. Создать условия для осознания и закрепления информации научно- познавательного материала.
Задачи
. уточнить знания детей о зимних явлениях
. учить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и изменением жизни животных, как зимуют звери
. воспитывать чувство сопереживания зимующим животным
. учить детей полным ответам, связной и последовательной речи
. развивать мыслительные процессы : сравнительный анализ, синтез , умозаключение
Словарная работа: мышкует, зимуют, добыча, защищаются, похолодание
Предварительная работа: чтение рассказов из книги В.Бианки «Лесная газета», знакомство с иллюстрациями с изображениями зверей и зимующих птиц, знакомство с научной информацией , стихами, загадками о диких животных.
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы:
. проблемно-диалогический
. частично-поисковый
. объяснительно- иллюстративный
. принципы самоорганизации познавательной работы учащихся
Оборудование:
. иллюстрации и макеты с изображениями животных, зимовки зверей
. шишки, орехи , ягоды, семена, кора, веточки деревьев (пища зверей )
Материал для опытов: варежки, перчатки, карточки с заданиями, лисий хвост
План урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
3. Совместное «открытие» новых знаний
4. Самостоятельное применение знаний в игре «На лесной полянке»
5.Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент
Вход под музыку. Улыбнитесь. Тихонько сядьте.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Сегодня на уроке «Окружающий мир» мы продолжим разговор о времени года, угадайте о каком.
а) Послушайте внимательно.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима)
Тема нашего урока «Зима и жизнь диких животных зимой»
б) Задания учащимся:
1.Назвать зимние месяцы по порядку.
2. Прочитать и разложить карточки с названиями зимних месяцев по порядку (1,2,3)
3. Прочитать и разложить карточки с названиями зимних месяцев по порядку. Найти лишние карточки (март, ноябрь)
4. Назвать зимние месяцы (хором). Повесить на стенд карточку:
ЗИМА
декабрь
январь
февраль
в) Чтение учителем стихотворения. (2 раза)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
Вопросы:
Вы услышали стихотворение. Что произошло зимой с природой?
1.Похолодало. Трещит мороз. (Карточка и на наборном полотне со словом «похолодало»)
2.Солнце слабо греет землю.
3.Лежит везде снег.
4. Вода в реке замерзла.
5. Метет метель.
6 . Дни короткие, ночи длинные.
Учитель:
В такое время года зимняя природа как бы дремлет. Зима – это покой природы . Если зимой будешь в лесу, то там очень тихо. Как будто никого нет. Но это не так. Вы согласны со мной? Да, в зимнем лесу продолжается жизнь. Кто там живет? (звери и птицы)
Отгадав загадки, вы вспомните, какие звери водятся у нас зимой в лесу.
Загадки (ответы проиллюстрированы)
1.Уши длинные, несмелый,
То он серый, то он белый,
То бежит, а то уж скачет,
Хвостик свой от волка прячет (заяц)
2. Кто зимой холодной
Бродит злой голодный? (волк)
3. Рыжая плутовка в деревне всех кур перетаскала. (лиса)
4. Живет в дупле, живет в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает,
И на немалой высоте,
Пушистый хвост её мелькает (белка)
Учитель:
Каких ещё животных можно встретить в лесу?
(Лосей, кабанов, мышей)
Почему мы их называем дикими животными? (Дети показывают животных на стенде.)
Учитель:
Чтобы выжить зимой, звери заранее к ней готовятся.

1.Опыт с рукавичками.
Раздать детям по паре рукавичек: одну легкую, другую теплую, шерстяную. Надеть на руки и сказать, в какой рукавичке зимой будет теплее( в шерстяной) Почему?
Животным на зиму тоже нужна теплая одежда. Но рукавиц и шапок у них нет. Откуда же зимой у них появляются теплые шубки? У зверей осенью вылезает со шкурки старая и вырастает новая шерсть, более толстая и теплая. (у белки, лисы, волка, зайца, лося).
А знаете ли вы, что лиса в сильный мороз прикрывает пушистым хвостом
свой нос, чтобы он не замерз? (показать с помощью хвоста лисы)
2 Опыт с рисунком зайца.
Посмотрите на листок белой бумаги. Что вы видите? Ничего. Подойдите поближе, посмотрите, потрогайте. Поняли? Это белый зайчик на белом снегу. Его можно сразу увидеть? Поменять изображение зайца (серый на белом). А сейчас легко его увидеть?
Почему заяц на зиму меняет серый цвет шерсти на белый? (Чтобы его не поймали волк, лиса или охотничья собака, птица сова)
Вывод: так заяц зимой спасается от врагов. Весной заяц становится серым под цвет травы, веток деревьев и его опять трудно заметить.
Заяц (читает наизусть ученик)
Спать зимой ложатся ёжик и барсук.
В дереве трухлявом спит усатый жук.
Спит медведь в берлоге, спит зимой сурок,
Ну а зайка белый спать зимой не лег.
Не зарылся в листья, не залез в нору,
Бегает по лесу да грызет кору. (В.Степанов)
Вопросы
Что едят зайцы зимой? Ночью они грызут веточки осины, ивы, кору других деревьев. Они не едят других животных. Подумайте, как зайчику достать веточки дерева в снежном лесу? Они находятся достаточно высоко. (запрыгивает на высокий сугроб около дерева и легко достает веточку)
Почему зайцы боятся волка и лису? ( Это хищные звери. Они едят мясо.)
Сообщения учеников
1. Волк - похож на собаку. Он серый, ночью воет, глядя на луну. По ночам волчья стая рыщет по лесу и ищет добычу: зайцев, кабанов , лосей. Голодные злые волки могут поймать и лису и съесть её. Это опасные звери для людей. (картинка, фигурка, запись воя волка)
2. Серый волк опасен очень,
На собак больших похож он.
По ночам во тьме лесной
Воют волки под луной.
3 .Лиса - красивая, рыжая, с пушистым длинным хвостом. Меньше волка. Лает как собака. (картинка, фигурка запись лая лисы) Питается зимой небольшими животными. Зимой ловит зайцев. Мышкует- ловит мышей. За день она может поймать 20 мышей, которые бегают под снегом и пищат. Лиса услышит мышь, прыгает в снег и ловит добычу. Она хитрая.
Учитель:
Есть животные, которые ничего не едят зимой до весны. Назовите их.( Еж спит под сухими листьями, медведь спит в берлоге, барсук спит в норе)
Давайте на стенде закроем их изображения листочками белой бумаги. Пусть они спят.
Игра с макетом «На лесной полянке»
Изображение зимнего леса.
Динамическая пауза под музыку «Три белых коня» (имитация движения на лыжах, прыжков с трамплина, поворотов, отталкивание палками)
Учитель:
Разыгрывает сценку появления зверей на полянке (макет полянки из ваты и веточек ели , прутики, фигурки зверей ) Дети включаются в игру. Появляются: белка, лось, заяц, волки, лиса. Они выполняют разные движения
1.Кого вы обнаружили в лесу? Что делают эти звери? (Ищут добычу)
2. Кого еще можно найти в лесу? Где? (Под снегом ежа, медведя ) Они спят. ( Найти под снегом места , где спят эти животные)
Почему они спят всю зиму? (Приспособились. Нет для них корма)
Сообщение
1.Медведь 5 месяцев с ноября до апреля спит под снегом в берлоге. Ничего не ест. Осенью накапливает под кожей много жира. Он ест с утра до вечера- корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, жуков, охотится на зверей. Становится толстым. Это помогает ему пережить в берлоге зиму. В январе у медведицы рождаются маленькие медвежата. Они вылезают из берлоги в апреле.
(Рев медведя, изображение зверя)
2. Ежик спит дольше всех. Закроет листьями вход в норку, которую он устроил в ямке или под деревом, завернется в сухую траву и листья и спит с сентября до апреля.
У медведя и ежа появляется весной возможность добывать себе пищу.
Игра- задание
Выбрать корм для животного
1 ученику: Накормить белочку (шишки, орешки, ягоды , грибы)
2 ученику: Накормить лося (веточки, сухая трава, кора дерева)
3 ученику: Рассказать, что ест медведь зимой? ( ничего)
Где ошибся художник, рисуя зверей в зимнем лесу?
Ошибки (ёж в это время спит, серый заяц на белом снегу)
Итог.
Дети, что интересного вы узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал хорошо.
С каким настроением заканчиваете урок?
Молодцы! Вы много знаете о жизни животных зимой, быстро выполняли задания. Спасибо. Урок окончен.






ЗИМУЮЩИЕ


ПТИЦЫ



Декабрь

Январь

Февраль

Март

Ноябрь





Зима

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ




Зайка
Спать зимой ложатся
Ёжик и барсук.
В дереве трухлявом
Спит усатый жук.
Спит медведь в берлоге,
Спит зимой сурок,
Ну а зайка белый Спать зимой не лёг.
Не зарылся в листья,
Не залез в нору -
Бегает по лесу
Да грызёт кору.
В. Степанов.













ДИКИЕ
ЖИВОТНЫЕ
ЗИМОЙ
Белка







Зима в лесу
Зимой в лесу тихо. Иногда застучит дятел. Вот лиса мышкует. Скачет белочка по сосне. Ищет шишки с орешками. Зайчик гложет кору. Ёжик и медведь спят.





Зимой спит в норе










Зимой спит в берлоге










Зимой спит в сухих
листьях
15