Дательный падеж имен прилагательных среднего и мужского рода.


Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Учитель МАОУ «СОШ №105»Аксельрод Татьяна Александровнаг. Пермь2015г. Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Тип урока: открытие нового знания.Технология: деятельностного метода. Цели. Образовательные: формирование умения обосновывать написание падежных окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Развивающие: развивать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость; развивать умение работать в группе и в паре. Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитание активной гражданской позиции. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в парах и группах.   Регулятивные УУД: развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;формирование способности личности к целеполаганию. Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника ;устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);определять общие для всех правила. Средства (оборудование):1) учебник В.П.Канакина «Русский язык» М. «Просвещение» 2015 ;2) рабочая тетрадь на печатной основе В.П.Канакиной М. «Просвещение» 2015 ;3) карточки с текстами;4) проектор-компьютер;5) презентация;6) электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык». 1.Организационный момент.Цель : настроить на работу.-У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Скажите своему товарищу: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»-Когда мы с вами изучаем новую тему, чем занимаемся? (исследованием)- Исследование – это что? (изучение чего-то нового)-Из чего состоит исследование? (из наблюдения, анализа, предположения, доказательства, утверждения)-Сегодня будем исследовать, а значит что делать? (наблюдать, анализировать, предполагать, доказывать, утверждать)2. Актуализация знаний.Цель : вспомнить пройденный материал, который пригодится при изучении нового.-Работать будете в группах. Что самое главное при работе в группах? (Уметь договариваться.)-Перед вами текст. Командиры получите задания. (Командиры задают вопросы. Идёт обсуждение. На карточке текст и задания.)Текст.Наступило морозн… утро. Под лучами зимн… солнца нельзя согреться. От холодн… ветра съёжились воробьи. -Вспомните, сколько способов есть для проверки безударного падежного окончания имён прилагательных в единственном числе?{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}1 способ2 способ3способОпределить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное.Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.Вспомнить окончание имени прилагательного по таблице в этом роде и падеже и написать его 1) Прочитать текст.2)Найти имена прилагательные.3) Узнать, какие окончания: ударные или безударные.4) Вспомнить 3 способа проверки безударных окончаний. (Смотрите на слайд)5)Применить один и вставить окончания в именах прилагательных.-Проверьте. (На слайде)Наступило морозное утро. Под лучами зимнего солнца нельзя согреться. От холодного ветра съёжились воробьи.-У кого так же? Хорошо.-Докажите, почему вставили такие окончания. Каким способом пользовались? ( У доски отвечают дети.)(морозное - 3 способом, проверяли по окончанию вопроса: утро (какое?) морозное, зимнего - 1 способом, по роду и падежу имени существительного узнаём род и падеж имени прилагательного и смотрим по таблице окончание. Средний род, родительный падеж, окончание -его)-Когда пишется -его? (Если основа слова оканчивается на мягкий согласный, холодного - 2 способом, подставляли имя прилагательное голубого с ударным окончанием и писали то же окончание)-Как вы понимаете значение слова съёжиться? (ответы детей) --Давайте посмотрим в словаре С.И .Ожегова.(На слайде)Съёжиться - стянуться, ссохнуться, поежиться, подобраться, сжаться в комок, скукожиться, скорчиться, скрючиться, сжаться, поджаться, ужаться. Съёжиться-нахохлиться, втянуть голову, взъерошив перья (о птицах). 3. Постановка проблемы.Цель: самостоятельно выдвинуть и сформулировать познавательную цель.-Посмотрите на слайд, как съёжились воробьи на ветке. Чему они не рады? (морозу, ветру,)-Подберите к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания.(трескучему морозу, сильному ветру)-В каком падеже стоят имена прилагательные? (В дательном.)-Как узнали? ( По существительному. Они связаны между собой в роде, числе, падеже)-А какие окончания надо писать в дательном падеже у имён прилагательных вы знаете? (Нет.)-Значит надо узнать. Кто назовёт тему урока? Какие цели поставим себе? (Ответы детей.)4. Поиск путей. Открытие нового знания. Цель : применить имеющиеся знания и открыть новое.-Кто будет первооткрывателем? ( У доски отвечает ученик.) Напишите в тетради словосочетания : трескуч… морозу, сильн… ветру-Примените имеющиеся знания. Какие окончания напишете у этих имён прилагательных в дательном падеже? (Проверю первым способом : определю род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного и посмотрю окончание в таблице. Мужской род, дательный падеж, окончание –ому или –ему.)-Когда пишется окончание –ему?(Когда основа слова оканчивается на мягкий согласный. Трескучему морозу. Пишу –ему. Проверю 3 способом. Пишу морозу (какому?) трескучему окончание вопроса –ому. 3 способ не подходит. Проверю 2 способом. Подбираю имя прилагательное с ударным окончанием голубому – не подходит)-Так же проверьте окончание в словосочетании сильному ветру.(Подходит 1 ,и2,и3способ. Пишу ветру (какому?) сильному)-Какой способ проще всех? (3)-Какие окончания у имён этих прилагательных в дательном падеже?(-ому, -ему)-Вы узнали, какие окончания пишутся у имён прилагательных в дательном падеже5.Работа с электронным приложением, с алгоритмом.Цель: сравнить полученные знания с электронным приложением, составить алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже- Сравните с правилом. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении.-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.?(Какому?)-Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему)-Составьте алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже.-Поработайте в группах. (Детям выдаётся алгоритм с перепутанными номерами высказываний.)-Проверьте. У кого так же. (На слайде) 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.4. Если основа оканчивается на мягкий согласный, то писать окончание -ему.5. Написать окончание.-Вы составили алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.6.Применение новых знаний. Самостоятельная работа. Цель : самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, закрепить правописание безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.- Примените алгоритм. Закрепите знания. Выполните в тетради на печатной основе упражнение №25 и 26 на странице 12.-Проверьте друг у друга. Поменяйтесь тетрадями.(На слайде)Пчелиному (Д.п.) улью, летнему (Д.п.) солнцуПо голубому (Д.п.) блюду золотое (И.п.)яблоко катается. (солнце)По синему (Д.п.) морю золотая (И.п.) уточка плывёт.(Небо и луна)-У кого нет ошибок? Молодцы! Вы умеете вставлять окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. 7.Закрепление изученного. Цель: отработать навык правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже в парах.- Примените знания. Поработайте в парах. Вставьте имена прилагательные в нужном падеже.(Детям даётся карточка с текстом без имён прилагательных)Звери и птицы не рады …………….. морозу.Трудно ходить оленю по ……………. снегу.В холод …………… воробью – смерть.(Слова для справок: голодный, лютый, глубокий)-Проверьте. У кого так? (На слайде)Звери и птицы не рады лютому морозу.Трудно ходить оленю по глубокому снегу.В холод голодному воробью – смерть.-В каком падеже вставили имена прилагательные?( В Д.п.) -Как помочь птицам? (Ответы детей)8. Творческая работа.Цель : развивать устную и письменную речь учащихся.-Составьте простое предложение с обращением по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное. (Люди, накормите птиц! Ребята, насыпьте в кормушку зёрен голодному воробью!) -Запишите в тетрадь. (У доски работает ученик.) Проверьте.-Назовите имя прилагательное в дательном падеже и его окончание. Докажите. (Ответы детей)9.Итог.Цель : подвести итог, какие знания усвоили.-Вы успешно вставили имена прилагательные дательного падежа в текст и составили предложение. А сейчас поиграем в игру «Верю-не верю». Если согласны – ставьте плюс, если нет – минус.(На слайде)1.Имена прилагательные мужского и среднего рода в Дательном падеже отвечают на вопрос (Какого?) .2. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Дательном падеже имеют окончания –ому, -ему. 3.Если основа слова оканчивается на мягкий согласный, то пишется окончание –ому.4. В словосочетаниях сильному ветру,к синему морю,большому счастьювсе имена прилагательные стоят форме в дательного падежа.5. Все имена прилагательные имеют одинаковое окончание?ледян… катка,по ярк… солнцу,к весёл… празднику-Проверьте. У кого так?( На слайде: 1.- 2.+ 3. - 4. + 5.- ) -Обсудите результаты в группах и придите к общему решению.10. Рефлексия.Цель: отследить эмоциональное состояние учащихся- Оцените себя. Выберите верное утверждение.(На слайде)1.Я знаю окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.2. Я могу объяснить, как проверить безударное окончание у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.3. Мне ещё надо потренироваться.-Покажите карточки с ответами. Молодцы! Вы усвоили тему. Помните птицы нуждаются в вашей помощи!11.Оценки учащимся.-Кто может поставить себе «5»? «4»? «3»?12. Домашнее задание. Учебник с.21 упр.№41, покормить птиц. Литература.В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» Москва «Просвещение»2014г.В.П.Канакина «Русский язык» рабочая тетрадь Москва «Просвещение»2014г.Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение»2011г.Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» Москва «ВАКО» 2015 г.http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Feducation.simcat.ru%2Fschool86%2Fimg%2F1354627623_2552.JPG&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1015-wh-851-pd-1-wp-5x4_1280x1024&_=1423227723034&viewport=wide&p=7&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=223&rpt=simage&lr=50&pin=1http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbelochka24.ucoz.ru%2F_ph%2F22%2F251455023.jpg&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1015-wh-851-pd-1-wp-5x4_1280x1024&_=1423227723034&viewport=wide&p=7&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=233&rpt=simage&lr=50&pin=1