Урок по теме Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода


Тема урока. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Класс 6
Тип урока. Открытие нового знания.
Цели урока.
Коррекционно- образовательная: Научить распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже, ставить вопросы и правильно писать их окончания.
Коррекционно- развивающая:
Развивать концентрацию внимания и логическое мышление через прием
«Третий нужный»;
Развивать письменную речь при оформлении адреса на конверте: ФИО в дательном падеже;
Коррекционно-воспитательная: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, воспитывать умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Знают вопросы и окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
Умеют ставить вопросы к существительному и находить их в тексте;
Умеют работать в паре, прислушиваются к мнениям одноклассников;
Умеют ставить ФИО в дательный падеж при написании адреса;
Умеют осуществлять самооценку своих действий на элементарном уровне.
Ход урока:1.Мотивация к деятельности. 1мин.
Мальчики, готовы к уроку?
Девочки, готовы к уроку?Улыбнитесь другу (подруге)!
Мальчики, Пожмите руку друг другу!
Подарите улыбку учителям!
А теперь помашите рукой друг другу !
Учитель: Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я уверена, у нас с вами все получится.
II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие      7мин
Игра «Узнай падеж».
1.сколько в русском языке падежей? (6)
2. является подлежащим (и)
3. кем? Чем? (т)
4. вспомогательное слово нет ( р)
5. обвиняет кого или что (в)
6. шестой падеж (п)
7. не имеет предлогов (и)
8 падеж думает обо всех, предлагает (п)
     Работа в парах с карточками (дописать названия падежей, расставить формы слов)
III. Выявление места и причины затруднения (Постановка проблемы) 3мин. В русском языке есть щедрый падеж. Почему Лев Успенский назвал «Щедрый падеж»? (подготовленный ученик по словарю)
По словарю щедрый- не скупой, не жалеет ничего для других
А Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 4 мин
Учитель: Какая тема ?Им. прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже 6 кл)
Учитель: Вы правы. Прочитаем тему урока на доске. (До этого момента тема урока прикрыта, она записана на главной доске). Записывают в тетрадях.
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова: понять….(знать вопросы и предлоги)определить (окончания)
.Выучить (понять) правило
Я немножко подкорректирую цели. Мы должны научиться определять дательный падеж имен сущ и имен прилаг мужского и среднего рода, ставить вопросы, выделять окончания и правильно писать окончания. Для этого мы составим схему, прочитаем правило, выполним упражнения.
5. Этап реализации проекта 6мин
Запись предложения в тетрадь и на доске.
Туристы шли по зимнему лесу
Главные члены предложения?
Определяем падеж существительного по лесу
Как определить падеж сущ? (ставим вопрос Кому?)
Определяем падеж прилагательного? Ставим вопрос от существительного?
(По лесу какому?)
На доске:
Д. п. Д.пкакому? Кому? Чему?
- ому -ему у е
    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5мин
6 класс. Работа в парах с карточками игра «Третий нужный»
Орел, орлиному, орлиный
труд, потрудиться, трудному
лесному, лес, лесник
Интерес, интересному, поинтересовался
Черный, черному, чернеть
Нежный, нежность, нежному
Осеннему, осень, осенний
Какие из этих слов подходят к нашей теме?
Как определить падеж прилагательного? По каким окончаниям узнали?
(ому, ему) какой это падеж? Какое слово получилось? (отлично) самооценка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой 5мин проверка по эталону- учебнику 5 класс упр. 261 6 класс упр. 223
Проверяют по учебнику и оценивают себя. Вывод о предлогах.
Взаимопроверка, оцените друг друга
8. Этап включения в систему знаний и повторения 8мин
Дифференцированные задания.
9. Этап рефлексии. Подведение итогов (рассказать по смайлику) 3мин.
  Оцените каждый из вас свою ступень достижения цели урока к ней ведут 3 ступеньки. Приклейте или напишите букву своего имени на ту ступеньку, кот. соответствует вашим ощущениям
Верхняя-мне все понятно, я молодец!
Средняя - я не понял, нужно поработать.
Нижняя - у меня не все получалось, но я старался.