Конспект урока на тему Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже. 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Тема: Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Цель: научить детей писать  безударные   окончания существительных в  дательном падеже.
Задачи: закрепить знания детей об алгоритме написания безударных окончаний существительных, адаптируя его к теме урока;
- применять данные действия на практике, посредством выполнения различных упражнений; создать условия для формулирования темы и целей урока;
-содействовать осознанию восприятия через исследовательскую работу(«докажи», « верно ли» и т.д.);
-организовать рефлексорную деятельность учащихся;
-развивать речь, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки;
-формировать навык самостоятельной работы.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся:
А) познавательные ( формулируют тему, цели, проводят анализ информации, делают выводы).
Б) личностные (устанавливают значимость познавательной деятельности).
В)коммуникативные  (учатся учитывать позицию собеседника, сотрудничают в сборе и поиске информации).
Г) регулятивные (ставят учебные задачи, проводят контроль).





Ход урока.

Этап урока

Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1 Орг. момент
Создание условий для проведения урока
Организация учащихся. Создание положительного настроя на работу.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Какое сейчас время года?
А вы любите зиму? За что?

-Что ж. хорошо. Ну а теперь
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница-Зима.
Но зима приготовила нам различные задания, которые мы должны выполнить.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2 Минутка чистописания
Развитие каллиграфических навыков, орфографической зоркости.
Чтоб интересней было упражняться, давайте привлечём к работе метель . Она нам обязательно поможет. Но сначала зарядка для пальчиков :
-Похлопайте в ладошки.
- Постучите в кулачки.
- Помассируйте каждый пальчик.
- Потрите ладошки, погрейте их Вот и первое задание.
Подробный инструктаж.
Упражнение «Летящая метель»


Записывают в тетрадь упражнение и словосочетание, выполняют задание.

2. Вводная беседа
Постановка цели урока
Второе задание.
На доске рисунок зимнего леса. - На рисунке спрятались словарные слова. Найдите их и запишите в тетрадь. У доски работают (кто быстрее и правильнее запишет словарные слова ..)
Ворона
Воробей
Медведь
Лисица
Метель
Береза
Горизонт
Декабрь
Картина
Мороз
Сорока
- Определите склонения существительных .
-Какое правило нужно помнить?

Наши знания - это богатство, которым нужно уметь пользоваться. Умеете ли вы пользоваться своими знаниями? О каком падеже идёт речь.
2) Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом "к" порой дружу, Но и один гулять хожу.
Второе задание. Слайд №1
Прочитайте словосочетания, запишите в тетрадь вставьте и выделите окончания, определите падеж существительного
приблизился к медвед понравился лисиц обрадовался метел
Проверка
Чем будем заниматься на уроке?
Какова цель нашего урока?


Проверка









Дательный падеж

















Тренируемся правильно писать окончания им. существительных в Д.п.


3 .Работа по теме урока
Актуализация знаний








Развитие навыка правописания падежных окончаний
Актуализирует знания Сегодня на уроке мы повторяем все , что нам известно о Д.п.: его вопросы, предлоги; учимся проверять безударные окончания имен существительных в форме Д.п. Слайд №2 Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в Дательном падеже».
Расскажите о дательном падеже по плану:Слайд №3
План
1.На какие вопросы отвечает? 2. С какими предлогами употребляется? 3.Каким членам предложения бывает?
Проверьте себя по таблице
Слайд №4 Дательный падеж Кому? Чему? (Куда? Где?) к, по Второстепенный член
-Вспомните окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в этом падеже. Слайд №5
1-е склонение –е; 2-е склонение –у,-ю; 3-е склонение –и;
От чего зависит окончание существительных?
Как определить склонение существительных?
Повторите еще раз алгоритм проверки безударного окончания существительного. Проверьте себя (с.96)









Вспоминают правила.











От склонения и падежа
По роду и окончанию

Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике.


5
Физкультминутка
Профилактика общего переутомления

А Зима всё злится и чтобы нам не замёрзнуть, давайте-ка греться.
Я называю слова. А вы внимательно слушайте и выполняйте движения: 1-приседание, 2-прыжки, 3- хлопайте в ладоши.зима-вьюга-снег-ель-мороз-метель-красота-лед-серебро.
Проводят физкультминутку

6. Словарно- орфографическая работа























7. Подведение итога урока и выставление оценок.

Развитие орфографической зоркости
- Молодцы! Но Зима не унимается. Закидала нас заданиями. Убеждена, что вы не сможете всё сделать правильно. Докажем ей, что мы всё можем.
Учитель раздаёт снежинки с заданиями. Дети выполняют задание с комментированием по цепочке
. 3. Самостоятельная работа по вариантам.
- На карточке вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, определяем падеж, выделяем окончание.
- Работаем в парах, потом меняемся карточками,  проверяем работы друг у друга и ставим оценку.
Карточка.
Вариант 1.
На белой скатерт снегов видны следы рыс. От ёлки к ёлке  прыгает шустрая белка. На берёз лежат пушистые шапки снег.  Ветки пригнулись к земле  от такой тяжести.
Карточка.
Вариант 2.
На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк к ёлк  прыгает шустрая белка. На берёзе лежат пушистые шапки снега.  Ветки пригнулись к земл  от такой тяжест
- Спишите, изменяя слова в скобках. Определите склонение и падеж.
В (природа) все взаимосвязано. Человек – часть (природа). Бережно относитесь к (природа)
VII.  Подведение итога урока и выставление оценок.
 -  Назовите окончания имен существительных дательном падеже.
- Как же проверить безударные окончания имён существительных?
Итоговое рассуждение ученика:
-  Чтобы проверить безударное окончание  имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.  
                                                                                       
             Молодцы! Вы преодолели все препятствия Зимы, и она отступила  . запись ДЗ         
                             
                                   
VIII.  Рефлексия.
-   Продолжите фразы:
             Сегодня на уроке я              Я узнал(-а), что             Я не совсем понял(-а)               Я постараюсь
                Я всё понял(-а) и усвоил(-а).
                Знания нуждаются в повторении и закреплении.
                Мне многое непонятно.  


Подробный инструктаж.
Текст для работы в парах.
Ребята скользят на лыжах по узкой дорожк... Красота вокруг! Лес стоит в снежном убор.. словно в сказк... На скатерт.. снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушк.. шатром раскинулся дуб. На верхушк.. ел.. сидит ворона. Посыпался с макушк.. снег. От алмазной пыл.. заиграл солнечный луч. С чувством бодрост.. вернулись ребята с прогулк...
Даёт определения или загадки
Лёгкий утренний мороз, летом серый- зимой белый, последний месяц года, синоним к слову «численник», сторона света, противоположная югу; зимняя обувь; двенадцатая часть года; месяц, в котором мы празднуем день рождения армии; скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель; сколько в году месяцев; он год начинает; идёт после среды; синоним к слову «возле»







Повесить опорную таблицу











Работают в парах. Дописывают окончания существительных, объясняют свой выбор Записывают слова в тетрадь и на доску.










































Заморозки, заяц, декабрь, календарь, север, сапоги, месяц, февраль, облако, двенадцать, январь, четверг, около.



15