Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.


Урок русского языка 4 класс.
Тема: « Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже .»
Цель: Обобщить знания учащихся об окончаниях имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
Развивать у учащихся умения осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных
Задачи:
- Сравнить падежи по плану, работая с памяткой. - Закрепить изученный материал 
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, благоприятный настрой учащихся на совместную работу. Ход урока:
1. Организационный момент. Начинаем урок, который поможет нам быть грамотными, внимательными. Начнём его с мозговой разминки. - Запишите слова в строчку по первой букве групп слов.
Папа, осень берег, еда, дедушка, артист (Победа)
Урок, жизнь, игра, ноты (Ужин)
Шкаф, обувь, север, сорока, единица (Шоссе)
Класс, аист, пенал, уголь, стол, тетрадь, арфа (Капуста)
Идея, нос, ель, йод (Иней)
Нора, айсберг, люди, ещё, ветер, окно (Налево)
- Поставьте ударение, выделите орфограмму. Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания)
- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)
- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)
- Определите склонение имён существительных. (проверка)
- Выделите зелёным цветом первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)
- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока.
2. Постановка темы урока.
- Вспомните, какой падеж в русском языке по счёту третий? (Дательный). На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? ( КОМУ? ЧЕМУ?) - Сегодня на уроке мы уточним наши знания в правописании безударных окончаний в дательном падеже. 3. Работа с предложением.
- Запишите предложение из стихотворения А.С. Пушкина с «дырками». Вспомните его название. («Зимняя дорога»)
По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.
- Объяснение орфограмм в предложении.
- Разберите предложение по членам, дайте полную его характеристику. ( простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)
- Найдите существительное, соответствующее нашей сегодняшней теме. (по дороге)
- выпишите словосочетание с этим словом (бежит (по чему?) по дороге)
- Как вы определили, какое окончание надо написать в этом слове? (по дороге – сущ. , н.ф. дорога , 1 скл., Л.п. Слово – помощник- по лисе, окончание - Е)
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5. Работа со словосочетаниями.
- Выпишите из строк А.С. Пушкина словосочетания, где существительное стоит в форме дательного падежа.
«Свет наш, Солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, Сводишь зиму с теплою весной…»
«И царевичу потом молвит русским языком…»
«Пристают к заставе гости, Князь Гвидон зовёт их в гости…»
«Воротился старик ко старухе…»
«Подошёл он к своей землянке, А землянки нет уж и следа…»
- В каких словосочетаниях, было необходимо сначала объяснить правописание окончания существительного, а потом его написать? (где окончание безударное)
- Как вы объяснили написание безударных окончаний этих существительных? (определить склонение, падеж, вспомнить, какое окончание в Д,п. надо писать в этом склонении, проверить словом- помощником.)
- Можно было воспользоваться памяткой правописания окончаний имён существительных, которую мы с вами вместе составили.
6. Проверка знаний.
Проверим, как мы усвоили с вами алгоритм написания имён существительных в Д.П. с безударными окончаниями. Для этого каждый из вас выполнит задание на карточке, которая лежит у вас на столе.
КАРТОЧКА:
Тужит по дочер…
Подошёл к пристан…
Воротился к ноч…
Поклонись рыбк…
Ведёт к матушк…
Спознали по реч…
Подлетел к колесниц…
- Взаимная проверка карточек в паре.
- Из каких сказок встретились строки?
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знания получили или уточнили на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, на полях нарисуйте соответствующий смайлик.
8. Д/з стр. 114 упр.210