Разработка урок русского языка Творительный падеж

Русский язык.
Тема: «Творительный падеж имён существительных»

Цель: Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже, совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных, отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: Таблица (падежи, вопросы + вспомогательные слова, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, слайды 1-8).
Ход урока
1. Организация класса
2. Чистописание: Тт товарищ тишь тетрадь труд
3. Учитель: Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)
Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами. Наш урок начнём с орфографической разминки.
1-й слайд
Пейза, рсунок, алма, льбом, дорока, брёза, облко, екий, тпор, ягда, жемчу, грой, прель.
( На какие две группы можно разделить данные слова, запишите их в два столбика и выделите карандашом в столбиках первые буквы слов)
2-й слайд
пейзаж рисунок
алмаз альбом
дорожка берёза
едкий облако
жемчуг топор
ягода
герой
апрель
Объясните значение слов: пейзаж, едкий.
Учитель: Какие слова получились?
Дети: падеж – работяга
Учитель: Значит, с каким падежом мы познакомимся? Как вы думаете, почему его так назвали?
3-й слайд
Учитель: Беру слово – работяга. С какими словами ассоциируется это слово? О каком падеже идет речь? Какой это падеж?
работяга
труд
работа
творить
Дети: Творительный
Дети: Стихотворение о падеже.
Учитель: На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?
4-й слайд
Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником. Оля с Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над кормушкой закружились синицы.
Учитель: Ребята! Как можно озаглавить текст. А как вы помогаете птицам зимой? Почему птицам нужно помогать? Что страшнее для птиц зимой? (голод или холод)
Дети: отвечают
Учитель: Из текста выписываем существительные в творительном падеже.
5-й слайд (Проверка)
Вырезали (чем?) пилкой
Зачистили (чем?) напильником
Повесила (под чем? где?) под окнами
Закружились (над чем? где?) над кормушкой
Повесила (с кем?) с Надей
Закружились (чем? когда?) вечером
Наблюдение над окончаниями существительных в творительном падеже.
Учитель диктует слова, дети записывают их в Т.падеже
зимой, земля - землей, снег – снегом, ветер – ветром, серебро – серебром, гребень – гребнем, полоса – полосой, луна – луной, цепь – цепью.
6-й слайд
Творительный падеж
Вопросы
Вспомогательные слова
Предлоги
Окончания

кем?
Доволен
над, за
-ой, -ом

чем?
Горжусь
под, перед
-ей, -ем



с, со, между
-ью

Работа с учебником стр.52 упр.94
Физкультминутка.
Снегири летят, крыльями машут,
Проснувшись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на ветке садятся.
Групповая работа.
Определите падеж имён существительных.
1-я группа.
Пословицы
Март с водой, апрель с травой
Не спеши языком, торопись делом
Пишут не пером, а умом
Мы сильны дружбой

2-я группа
Фразеологизмы
Не заманишь калачом
Кривить душой
Показать товар лицом
Не по зубам
3-я группа
Предложения
Около изгороди раздаётся свист птички
С первым снегом птичка появляется у жилья человека
Стайка снегирей обсыпала вершину дерева

4-я группа
Словосочетания
Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.

7-й слайд. Проверка групповой работы.
Работа с проектами «Зимняя страничка»
Учитель: Ребята! Вы составили словарь зимних слов, нарисовали картинки к ним, подбирали загадки, пословицы, стихи о зиме. Назовите, пожалуйста, какие слова вы подобрали.
Ответы детей.
Учитель: Готовясь к уроку, я тоже составила свой словарь зимних слов, но мне хотелось бы, чтобы вы просклоняли это слова в паре.
Парная работа (Раздаю комбинированные карточки со словами)
Почему они состоят из двух частей? ( 1-я часть – основа, 2-я часть – окончания). Почему 2-я часть разделена на 6 частей? (у существительных 6 падежей). Почему 1-я часть карточки не разделена? (она означает основу, а основа слова не меняется)


зим
а













Зима, снежинка, гололёд, горка, холод, мороз, снеговик, наст.
8-й слайд
Учите русский год за годом
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом

Итог урока

Чему учились на уроке? Подумайте, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания.
Оценка своей работы: Игра «Светофор»
- Урок понравился, я справился со всеми заданиями – руки вверх.
- Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я справился – стоять смирно.
- Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь – сели за парту.