Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.


Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».

Задачи:
обучающие:
- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах;
- сформулировать умение различать падежи по их признакам
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнениювоспитательные:
- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников
- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
Запишите число (объясните написание)
Актуализация знаний и формирование темы урока
На доске запись, прочитайте ,спишите, обозначьте орфограммы.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне седой мороз
Льдинкой росписи нанес.
- Какие орфограммы обозначили?
Безуд. глас. в корне - 7
Безуд. гл. в прист. – 3
Парн. согл. – 1
Орфограмма- пробел- 2
Ь- показатель мягкости согласного – 1
- Сколько предложений вы записали?
- Дайте характеристику каждому предложению (устно).
1. повеств., невоскл., простое, распростр., с однородными членами.
2. повеств, невоскл., простое, распростр.
Имена существительные
- Составьте схему каждому предложению.
-Что общего у выделенных слов?
Дайте характеристику каждому имени существительному (устно)
Метели – н.ф. (что?) метель, сущ., неодуш., мн.ч.
( Чем?) снегом - н.ф. (что?) снег, сущ., неодуш.,м.р., ед.ч.
( Что?) щели - н.ф. (что?) щель, сущ., неодуш., мн.ч.
( На чём?) на окне - н.ф. (что?)окно, сущ., неодуш.,ср.р., ед.ч.
( Что?) мороз -н.ф. (что?) мороз, сущ., неодуш.,м.р., ед.ч.
( Чем?) льдинкой- н.ф. (что?) льдинка, сущ., неодуш.,ж.р., ед.ч.
( Что?) росписи- н.ф. (что?) роспись, сущ., неодуш., мн.ч.
- Я называю слова: зима, улица, минута, час, город, дерево, озеро, перо, дочь, ночь, тишь, чиж, дрозд.- Если услышите существительное женского рода, приседают девочки, если мужского рода, то мальчики, а среднего – приседают все.
- Подсчитайте, сколько имён существительных среднего рода прозвучало?
(Три).
падеж
рофессия
Запишите слова в 2 столбика, отметьте «опасные» места: (+ доска)
ней
еловекчисло
ккорд
ентябрь
рожжи
ужжатьгурецагерьщё
Проверьте. Оцените свою работу.
Что объединяет слова 1 столбика?
Какое слово лишнее? Почему? (ещё)
Найдите лишнее слово во 2 столбике. ( огурец)
Почему оно лишнее?
Подчеркните карандашом первые буквы слов. Что у вас получилось?
Число
Падеж

-Что объединяет эти два понятия? (Это непостоянные признаки имени существительного).
Сегодня на уроке они ( имя существительное, падеж, число) являются ключевыми словами.
Дополним группы ключевых слов.
Падеж
Число

П. п.
Т. п.
В. п.
Д. п.
Им. п.
Р.п.
мн. ч.
ед. ч.

( 1 человек у доски дополняет падежи вспомогательными словами и вопросами, остальные – фронтальная работа)
Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка? (Познакомились с падежами.)
- Задайте мне вопросы, на которые вы на данный момент знаете ответы.
- Что такое падеж? (Паде́ж — категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения).
- Сколько падежей в русском языке? (Узнали, что в русском языке 6 падежей)
- Чем они отличаются?
- Что значит изменять сущ. по падежам?
- Для чего нужно изменять сущ по падежам?
- Сколько вопросов нужно задавать при определении падежа?
Сформулируйте тему урока.
Изменение имён существительных по падежам и числам.
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
( открыть тему)
- Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?
На доске:
Учиться определять … - Учиться определять падежи у имен сущ. в ед. и мн. числе
Ставить… - Ставить имена сущ ед. и мн.ч в нужный падеж.
III. Формирование новых знаний и умений
- Сейчас я предлагаю вернуться к нашему стихотворению и определить, в каком падеже стоят имена существительные.
– Нам надо определить падеж имени существительного метели
– Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
– В каком падеже всегда стоит подлежащее?
– Давайте теперь определим падеж слова снегом
- Ваши действия.
1–й шаг:
Находим слово, от которого зависит существительное снегом.
2–й шаг:
Ставим от него двойной вопрос.
3 - шаг:
Определяем падеж по вопросу.
4 – шаг:
Указываем падеж и выделяем окончание.
Что получили? Можно ли пользоваться этим алгоритмом для определения падежа других существительных?
- Работа в парах. Расскажите, как определили падеж у остальных имен существительных?
-Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – пожмите своему соседу руку, если не соответствуют – хлопайте.
- И. кого? что? (хлопают).
- Д. кому? чему? (пожимают руку).
- В. кого? что? (пожимают руку).
- Т. кем? чем? (пожимают руку).
- Р. кого? что? (хлопают).
- П. о ком? о чём? (пожимают руку)
- Предлагаю выполнить следующее задание:
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.
Календарь (погода) ______________ ( . п.)
Подвиг (герой) ________________ ( . п.)
Гордиться (страна) _____________ ( . п.)
Читать (книга) ______________ ( . п.)
Думать о (друзья) ______________ ( .п.)
Откройте рабочую тетрадь на стр. 30, выполните задание 6.
Игра «Правильно – неправильно».
- Оцените каждое высказывание. Если оно правильное, запишите строчную букву п, а если неправильное – н.
а) Изменение окончаний имён существительных называется изменением по падежам.
б) В русском языке 5 падежей.
в) В русском языке 3 числа: женское, мужское и среднее.
г) Изменение по падежам – это постоянный признак существительного.
е) Имя существительное имеет род, а изменяется по числам и падежам.
КЛЮЧ: п н н н пIV.Рефлексия учебной деятельности на уроке.- Какую цель перед собой ставили на уроке?
- Достигли ли этой цели и как?
- Какие задания составляли для вас еще трудность?
- В чем была трудность?
- При выполнении каких заданий вы получили наибольшее удовлетворение на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям.
Какая из пословиц наиболее точно подходит к нашему уроку?
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Красна птица пеньем, а человек – уменьем.
Делу время, потехе час.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.