Методическая разработка по русскому языку Использование звукописи при изучении фонетики (2 класс)


Токтаева Татьяна Аркадьевна
учитель начальных классов
МОБУ «Руэмская СОШ»,п.Руэм, Республики Марий Эл.
Использование звукописи при изучении фонетики в начальных классах.
«Да будет же честь и слава нашему языку,
который в самородном богатстве своем , почти без всякого чуждого примеса,
течет как гордая река - шумит,
гремит - и вдруг, если надобно,
смягчается ,журчит нежным ручейком
и сладостно вливается в душу, образуя все меры,
какие заключаются только в падении
и возвышении человеческого голоса»
Н.М.Карамзин.
Известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью и любовью учеников.
Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных в современной методике прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русский язык в известной мере отражает и их отношение к родному языку. Знание родного языка, любовь к родному языку есть одно из проявлений патриотических чувств, любви к родной стране.
При изучении раздела «Фонетика», я использую в своей работе тексты, в которых авторами использован один из самых сильных поэтических приемов - звукопись. Она, как известно, достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания , виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Ученики живо и непосредственно реагируют на такие примеры, с удовольствием разбирают их. Однако, их очень интересует вопрос- почему звуки речи способны вызвать у нас определенные образы и впечатления? Почему, например ,в стихотворении С. Есенина «Буря»:
«…Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль...», повторение звуков [c], [ш] помогает отчетливо услышать свист и шум ветра?
Ответить на вопросы очень нелегко, хотя эта особенность языка давно интересовало лингвистов, начиная с М.В. Ломоносова. К настоящему времени проведены многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки.
Л.П. Крысин в книге «Жизнь слов» пишет, что звуки оцениваются носителями языка по различным признакам – по величине, силе, красоте и т.д. Например:
«…Звуки [в],[p],[o] воспринимаются как сильные, в противоположность [ю ], [п'];
Звук [х'] оценивается как «плохой», «маленький», «хилый», «пассивный»;
Звук [a] напротив как «большой», «хороший», «активный»;
Звуки [к], [ш],[ж], [с], [ф],[щ] кажутся говорящим «шероховатыми»;
Звуки [о],[ и],[ м],[л],[у] – кажутся «гладкими»;
Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброту, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках речи: [а] и[ я]- «храбрые», [с] и [х] –«трусливые», [а],[ р],[я] –«радостные», [с],[к],[т]- «печальные»,[ д’],[н’],[л’],[м’]- «добрые», [ж],[с],[з],[ф]- «злые»… и т.д»
Конечно, эти соотношения звука и его «смысловой» нагрузки в речи, существующие в языковом сознании говорящих, не универсальны и не бесспорны. Однако школьникам можно объяснить, что возникающие при произнесении звука впечатления и образы во многом объясняются акустическими и артикуляционными свойствами звуков, особенностью их произношения.
[p]- шум, грохот, раскат:
По небу голубомуПроехал грохот грома.
(С.Маршак)
[у]-грусть, нежность:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)
[л']- мягкость, напевность, пластичность:
С осторожностью птицелова
Я ловлю крылатое слово
И лелею его, и любуюсь им вволю.
И , жалея его, отпускаю на волю.
[ш]-шорох, легкие шаги, шуршание, шелест листьев:
Шуршат камыши,
В камышах малыши.
(С.Маршак)
Тише, мыши,- кот на крыше.
(Скороговорка)
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Бальмонт)
[ж]- жужжание насекомых:
Оса жужжала.
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала.
(С.Смирнов)
[ж] в сочетании с звуками [з] и [с]создают впечатление скрипучей калитки:
Тебе прилежно я служу,
Железом, жалуясь, визжу:
Уж ты, пожалуйста, уважь-
Заржавленную смажь.
(С. Погореловский)
[c] и [т]- стук колес:
На стрелке:
- Стук!
На стыке:
- Стук!-
Состав несется через луг.
(В. Левин)
[х], [щ],[т]- попыхтеть, посопеть, пофукать:
Ёж пыхтит и морщится:
-Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
На уроках русского языка, мы не только вооружаем школьников определенным кругом лингвистических знаний и умений, но и помогаем увидеть и почувствовать красоту и величие русского языка!