Дидактические игры при изучении фонетики на уроках русского языка


Дидактические игры при изучении фонетики
В методической литературе игре как средству обучения уделяется большое внимание.
Само слово игра не является строго научным понятием, и в методике этот вид работы определяется по-разному. Чаще всего выделяют два основных типа игр: учебные, или дидактические, и деловые.
Но деление это достаточно условно. Деловая игра – это имитация реальной деятельности в искусственно созданных условиях, в результате чего осуществляется развитие творческих способностей, взаимопомощь и взаимообучение, совершенствование качества знаний при комплексном их применении. Таким образом, ее задача – обучение, а следовательно, деловую игру тоже можно считать учебной.
При всем разнообразии видов учебных игр можно отметить, характеризуя их ряд общих моментов:
Завуалированность обучающих целей, которые решаются незаметно для детей, что помогает снять напряжение и усталость, накапливающиеся в течение урока, позволяет преодолеть пассивность учащихся, вовлечь в работу весь класс.
Элемент соревнования или, что касается ролевых игр, перевоплощения.
Занимательность. Она достигается путем использования ребусов, загадок, кроссвордов, привлечения наглядности (иллюстраций, слайдов). Но не следует сводить лишь к развлекательности и считать лишь учебной игрой только выполнение упражнений занимательного характера. Понятие обучающей игры шире. Материалом для нее служат обычные учебные упражнения, интерес же вызывает не занимательное содержание, а форма работы.
Учебные игры различаются целями, формой проведения, временем использования на уроке. По форме проведения выделяют фронтальные, групповые, индивидуальные, с использованием наглядности и без нее, результативные и ролевые.
Применительно к преподаванию русского языка в зависимости от используемого программного материала игры можно подразделить на фонетические, лексические, грамматические, разговорные. В данном пособии представлены те виды игр, которые можно организовать в национальной школе при изучении раздела «Фонетика, графика, произношение и правописание».
В методической литературе выделяется несколько типов игр.
Имитативные, или подражательные, игры, где имитация – это простое подражание произношению учителем звуков, слогов или слов. Основным приемом для закрепления произношения в ходе таких игр является чтение и заучивание скороговорок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений:
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Три дровосека на трех дворах рубят дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.
Все бобры добры для своих бобрят.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шелковом шелесте снежного шума. (С. Есенин)
Тихо. Не может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет.
Сладкие шепчет слова. (В. Мордань)
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бой! (И. Сельвинский)
Игры, предусматривающие выделение звука или буквы (замену в слове звука или буквы, называние слова с определенным звуком, буквой в начале, в середине и в конце).
Метаграммы (из загадочного слова, заменяя одну букву другой, надо получить новое):
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем мы обитаем.
(Том - дом).
Анаграммы (путем перестановки букв в слове нужно образовать новые слова):
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю.
Когда с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(Топор - ропот)
Логорифмы (из данного слова при помощи добавления, отбрасывания, вставки нового звука нужно получить новое):
Букву Д
На дне пруда
Увидали раки.
С той поры
У них беда:
То и дело (драки).
Буква заблудилась (задача – исправить ошибку):
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами. (А. Шибаев)

К этому типу игр примыкают разного вида кроссворды: «Пирамида», «Лестница», «Перекресток», «Диагональ» и др.


Любую из названных форм работы можно проводить как соревнование между отдельными учениками или группами учащихся. При этом игры чаще всего проводятся под девизом «КТО БЫСТРЕЕ?», «КТО ЛУЧШЕ?», «КТО БОЛЬШЕ?». Например, кто быстрее расставит ударение в группах слов, расставит пропущенные буквы, подберет больше слов с заданным числом букв или звуков. Более сложные – те, что приведены ниже.
«От каждой буквы – столбик слов».
Класс делится на две-три команды. На доске или на ватманах одно и то же слово. Представители команд или весь состав пишут по вертикали слова, которые начинаются с букв, составляющих слов:
С П У Т Н И К
У О Р Р О Г О
П Л О А Г Р Ш
К К М А А К
А В А
А Й Можно и усложнить задание: попросить подбирать слова определенной тематической группы (например, одежда, посуда, спорт и т.д.) или термины определенного раздела.
«Цепочка слов».
Участники игры составляют цепочку имен существительных так, чтобы каждое последующее начиналось с последней буквы (или с последнего звука) предыдущего: автобус-сыр-рука- …
«Дежурная буква».
Учитель называет дежурную буку, ученики придумывают слова, начинающиеся с этой буквы. Если ученик не может назвать слово, он выходит из игры. Данную игру очень легко видоизменить и усложнить, в зависимости от намеченных целей. К примеру, можно сузить спектр подбираемых слов, обусловившись заранее подбирать слова определенной тематической группы, слова, относящиеся к определенной части речи, с обязательным подбором антонимов или синонимов и т.д.
Игры со слогами.
«Восстанови слово».
Учитель записывает слово, в котором пропущен первый или последний слог (…-ро-на, до-…), а ученики должны подобрать как можно больше слов с этим слогом.
«Прочитай и запиши».
В словах, расположенных в большом круге, не хватает одного слога, который находится в маленьком. Ученики должны добавить этот слог к каждому слову и полученные слова записать.

Шарады.
Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава. (столица)
По продолжительности и месту в учебном процессе выделяют три типа игр:
Игра –миниатюра (2-5 минут). К этому виду относится большинство описанных выше игр.
Игра-эпизод (5-15 минут). Отличается не только своей продолжительностью, но и тем, что требует специальной подготовки, основная ее функция – закрепление и активизация изученного материала или приобретение новых знаний.
Одна из таких игр – «Три корабля». Учащиеся образуют три команды (три корабля). Они должны как можно быстрее достичь острова «Фонетика». На доске изображены условно этот остров и три корабля, и каждый правильный ответ, обозначая путь корабля, приближает команду к острову. Учитель в ходе игры может задавать вопросы как теоретического, так и практического характера:
- что изучает фонетика?
- что такое графика?
- чем звук отличается от буквы?
- какие пары образуют согласные звуки?
- чем различаются звонкие и глухие согласные?
- чем определяется количество слогов в слове?
- как проверить безударную гласную?
- подберите проверочное слово к слову ходьба.
- какие гласные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ?
- когда после ц пишется ы?
Подберите проверочное слово к слову добросовестный.
- сколько букв и звуков в словах поезд, корабль?
3. Игра- урок (30-45 минут) используется для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме, для проверки знаний, умений и навыков учащихся. Это могут быть занятия типа «Лидер 21 века», «Кто возьмет миллион», «Что? Где? Когда?», «Лингвистический хоккей» и др.
В игре «Лингвистический хоккей» учитель, либо один из учеников выступает в роли нападающего и задает вопросы, ученики, разделившись на команды, защищают свои «ворота», а арбитры (несколько учеников или учителей) судят матч. После изучения раздела «Фонетика, графика, орфоэпия и орфография» задания могут быть такими.
Разминка «Три минутки для шутки»:
Что находится в середине земли? (Звук м)
Что мы говорим в начале урока? (Звук у)
В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)
С каком слове семь йотированных гласных? (Семь-я)
В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-п, сто-н, сто-г)
Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь без помощи проводов? (Ради-о)
Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука)
«Кто больше?»
На доске записывается какое-либо слово. Команды должны за одну минуту составить из букв, входящих в него, как можно больше новых слов, каждое из которых оценивается в 1 балл.
«Подумай и ответь».
Командам предлагается по одному «толстому» вопросу по фонетике. На подготовку развернутого ответа дается несколько минут.
«Сколько букв, сколько звуков?».
Надо назвать число букв и звуков в записанных на доске словах даль, яблоко, съесть, наездник, поздно, низкий, синица, восьмой, нагрузка, любопытный, городской, местный.
Практические задания.
На карточках даны упражнения со следующими типами заданий:
- Расставить ударения в словах.
- Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
- Расставить ударения, используя орфоэпический словарь.
- Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением.
- Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
На доске или на слайде обозначены согласные т, д, в, л. За 1 минуту нужно записать все знакомые слова с этими непроизносимыми согласными.
«Запомни».
Учитель записывае5т на доске несколько слов на изученные орфографические правила, потом стирает их. Учащиеся должны по памяти записать эти слова.
«Диалоги».
Команды задают друг другу по одному вопросу по фонетике.
Кроссворд «Стечение согласных»
С Т Е Ч Е Н И Е
Небольшое художественное произведение в прозе.
Теплая погода зимой или весной, когда тает снег.
Помощь.
Не ограниченный сроком.
Растение с сухими невянущими цветками, сухоцвет.
Состояние, когда человеку не спится.
Слабый, не имеющий сил.
Вступление к книге, вводная часть.
Ответы:
Рассказ. 2. Оттепель. 3. Поддержка. 4. Бессрочный. 5. Бессмертник. 6. Бессонница. 7. Бессильный. 8. Введение.
За каждое правильно записанное слово команда получает 1 балл. Та, которая заполнила кроссворд первой, не допустила ошибок, получает дополнительный балл.
Конечно, подготовка таких уроков-игр требует от учителя значительных усилий и много времени и проводить их не следует часто. Но они оправдывают себя, так как активизируют память и знания учеников, позволяют им реализовать свои творческие способности.
Разработки уроков-игр по разделу «Фонетика»
Урок-игра. 5 класс. Закрепление изученного по теме «ФОНЕТИКА»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика»
Задачи:
Развивать умения различать звуки, способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; видеть изменения звуков в речевом потоке, производить фонетическую транскрипцию и фонетический разбор, делить слова на слоги;
Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
1.Слово учителя.
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали очень важную тему «ФОНЕТИКА». Узнали об образовании звуков, о классификации звуков по участию тона и шума в их образовании, говорили о соотношении звуков и букв, об изменении звуков в речевом потоке, научились точно воспроизводить звучащую речь с помощью фонетической транскрипции, поупражнялись в фонетическом разборе. Одним словом, мы проделали с вами большую работу, а сегодня нам предстоит поучаствовать в игре, которая подскажет, какой теме следует уделить ещё немного внимания.
В игре участвуют три команды, деление на команды - по рядам. Займите, пожалуйста, свои места (для каждой команды сдвинуты два стола). Одного представителя от каждой команды приглашаю поработать в жюри. Пронумерованные задания лежат на ваших столах, работу будем выполнять на бланках с заданием. На выполнение каждого задания отводится определённое количество времени, затем бланк с ответом нужно сдать, а жюри оценит качество выполнения. За каждое правильно выполненное задание команда получит один балл. А сейчас начнём…
2. Выполнение заданий участниками игры.
После выполнения каждого задания члены жюри оглашают результаты конкурса.
1. Подчеркните буквы.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц,Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Красным цветом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки;
Синим цветом подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки;
Зелёным цветом подчеркните буквы, не обозначающие звуков;
Чёрным цветом подчеркните буквы, обозначающие только мягкие звуки;
Жёлтым цветом подчеркните буквы, обозначающие только твёрдые звуки;
Фиолетовым цветом подчеркните буквы, которые могут обозначать один и два звука.
2. Найди и подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие
море
вскоре
специи
неделя
3. Подчеркните слова, в которых происходит оглушение звонких согласных
возможность, скобка, лавка, малютка, варежки, снежки, звезда
4. Подчеркните слова, в которых происходит озвончение глухих согласных
сделать, спешить, сгорать, косьба, молотьба, стрельба
5. В русском языке 10 гласных букв: А О У И Ы Е Ё Ю Я
подчеркни буквы, которые обозначают один звук синим цветом;
подчеркни буквы, которые могут обозначать два звука красным цветом.
6. В словах ЛАК, МАЯК, ЮБКА, РИС, УРА, ЁЛКА, СОЛОВЬИ, ПОДЪЕЗД, СИНЯЯ, МУРАВЬИ
подчеркните гласные буквы, которые обозначают один звук, синим цветом;
подчеркните гласные буквы, которые обозначают два звука, красным цветом.
7. В данном предложении подчеркните слова, в которых гласная буква обозначает два звука.
На диком береге Иртыша сидел Ермак, объятый думой.
8. Сделайте транскрипцию и фонетический разбор слов
СТОЛОВАЯ ПУСТЬ ВОРОНЬИ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Напишите слова с ударением (по одному примеру)
на приставке:
на корне:
на суффиксе:
на окончании:
на первом слоге:
на втором слоге:
на третьем слоге:
на четвёртом слоге:
на пятом слоге:
10. Разделите слова, где это возможно, вертикальной чертой на слоги
БРАТ, ОТЕЦ, ПИСЬМО, ДОЖДЬ, МОЛНИЯ, ПОГОДА, ГОД, НАРЯД, ПОРТРЕТ,
ПОСТОВОЙ, КУСТИСТЫЙ
11. Подчеркните слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
бегАясредствАпринялАкилОметр12. Подчеркните слова с непроизносимым согласным
ИНТЕРЕСНЫЙ, МЕСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, ВКУСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, ЯСНЫЙ
СОЛНЦЕ, ШЕСТВИЕ, СЕРДЦЕ, ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, УЧАСТИЕ
ПОЗДНО, ТЕСНО, ГРУСТНО, УЖАСНО, ПРЕКРАСНО
3. Подведение итогов.
А сейчас предоставим слово жюри для подведения итогов…(Член жюри оглашает результаты, командам, набравшим максимальное количество баллов, в качестве приза выставляю положительные оценки в журнал)
Спасибо вам за работу! Желаю дальнейших успехов в изучении языка!
УРОК - ИГРА
ЗАСЕДАНИЕ «КЛУБА ЗНАТОКОВ ФОНЕТИКИ»
Цель:
Обобщить, повторить и углубить знания, умения и навыки по теме: «Фонетика. Орфоэпия».
Описание хода игры.
Каждая команда по очереди выбирает вопрос. В том случае, если команда, выбравшая вопрос, на него не отвечает, то право ответа переходит другой команде.
Выигрывает та команда, которая правильно ответила на большинство вопросов. По окончании выдаётся диплом победителя. (Приложение № 2)
Для зрителей предлагаются свои задания. (Приложение №3)
Ключ для проверки заданий для зрителей даётся в приложении. (Приложение №4)
Среди зрителей также определяется победитель. (Приложение № 5)
Слайд №2.
Пропорции
Сколько в мире
звуков? Фонетический портрет
слова
Исправь ошибки Виды разбора Ударение!
Приготовление салата Приготовление
компота В магазине
Теория Исчезновение Равенство
Слайд №3
1. Решите пропорции
[ Д ] /[ Т ] =[ Б ] / [ ]
[ Г ] / [ К ] = [ Р ] / [ ]
[ Л’ ] / [ Л ] = [ ] / [ Н ]
Ответ (Слайд №15)
[д]/[т]=[б]/[п]
[г]/[к]=[р]/[p]-(не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости)
[л’]/[л]=[н’]/[н]
Слайд №4
2 .Сколько раз встречается в предложении звук Ш ?
Не то хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Ответ (Слайд №16)
4 раза
Слайд №5
3. «Нарисуйте» фонетический портрет слова
Солью
Возьму
Леска
Просьба
Ответ (Слайд №17)
[сал’j’у]
[ваз’му]
[л’эска]
[проз’ба]
Слайд №6
4. Какие ошибки допущены в наименовании букв?
«б»
«эл»
«ш»
Ответ (Слайд 18)
«бэ»
«эль»
«ша»
Слайд №7
5. В каких словах дан разбор по слогам, а в каких по морфемам(по частям слова)?
До-микДом-икКо-со-горКос-о-гор
Ответ (Слайд №19)
До-мик- слоговой
Дом-ик - морфемный
Ко-со-гор – слоговой
Кос-о-гор - морфемный
Слайд №8
6. Почему трудно поставить ударение в словах вне предложений?
Дорогой, сорок
Ответ (Слайд №20)
Дорогой - Дорогой мой человек.
Дорогой – Я любовался дорогой.
Сорок – Сорок раз ему говорили.
Сорок – Я уже давно не видел сорок.
Слайд №9
7. Что означают слова?
Фонетика
Орфоэпия
Ответ (Слайд №21)
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
Слайд №10
8. Почему исчез [т]. Проверьте его необходимость.
Прелес(?)ныйПрекрас(?)ныйВкус(?)ныйГиган(?)скийЗавис(?)ливыйИзвес(?)ныйОтвет (Слайд №22)
Прелестный
Прекрасный
Вкусный
Гигантский
Завистливый
Известный
Слайд №11
9. В каких словах звуков столько же, сколько букв.
Ночь, въезд, ясень, лён, съёмка, известно, ёлка
Ответ (Слайд №23)
Ночь – 4 буквы, 3 звука [ноч’]
Въезд – 5 букв, 5 звуков [вj’эст]
ясень – 5 букв, 5 звука [j’ас’эн’]
лён – 3 буквы, 3 звука [л’он]
съёмка – 6 букв, 6 звуков [сj’омка]
известно – 8 букв, 7 звуков [изв’эсна]
ёлка – 4 буквы, 5 звуков [j’олка]
Слайд №12
10. Приготовление салата
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,
2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,
3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,
4 - в слове 4 слога.
Для приготовления салата хозяйка взяла …………, ………, ……….., ……...
Ответ (Слайд №24)
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь [маркоф’]),
2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец[п’эр’иц]),
3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук[лук]),
4 - в слове 4 слога (помидоры[памидоры])
Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Слайд №13
11. Приготовление компота
В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, крыжовник.Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты:
в названии плодов звуков больше, чем букв.
Какие фрукты взяла хозяйка?
Ответ (Слайд №25)
Для приготовления компота хозяйка взяла яблоки [ j’аблак’и]
Слайд №14
12. В магазине
В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков?
Ответ (Слайд №26)
Мама дочке купила пальто[пал’то]
Приложение №2.
Диплом
Награждается победитель игры по русскому языку «Заседание клуба знатоков фонетики» гимназист(ка)
__ класса_________________________
______________ 20____ год
Приложение №3 Ф.И.__________________________________________________
Задания для зрителей
I. Вопросы, на которые следует ответить да или нет, и записать эти ответы под номером.
1. Есть ли в русской азбуке такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?_____________2. Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н?_______________
II. Какие буквы названы неверно? Отметьте.а) «бэ»б) «гэ»в) «эл»г) «сэ»
III. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объяснять свой ответ.
1. Каких звуков – звонких или глухих согласных больше в слове вкусный?Запишите________________________2. Сколько звуков в словах елка, соль, Юля?Запишите________________________
IV. 1. Запишите названия букв ч, ф, л, к.__________________________________ 2.Поставьте ударение в словах:алфавит, звонит, километр, случай.
V. Подчеркните только те слова, произношение которых расходится с их написанием.Скользкий, старушка, утка, местный, гладкий, глотка.
VI. Отметьте слова, в которых звуков столько же, сколько букв.а) ночь
б) въездв) ясеньг) лёнд) съёмкае) известноё) ёлка
VII. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся ы, ю, я.Вставьте пропущенные буквы и подчеркните только те слова, которые являются исключением из этого правила.ч_ша, параш_т, ж_ть, площ_дь, ш_рма, ж_ри.
VIII. Укажите слово с ошибкой и исправьте её.а) мужчинаб) женьщинав) изящныйг) помощьникд) печькае) лучше
IX. Запишите только те слова, в которых нет звука [j’].Суховей, веялка, белеть, люблю.
Приложение №4.
Ключ для проверки работы
I.
1. да;2. да.
II. «эль» «эс»
III.
1. звонких.2. 5, 3, 4.
IV. 1. «че», «эф», «эл», «ка»; 2. алфавит, звонит, километр, случай.
V. скользкий, местный, гладкий.
VI.
б) въездв) ясеньг) лёнд) съёмка
VII. парашют, жюри.
VIII. б) женщинаг) помощник
д) печка
IX. Белеть, люблю.
Приложение №5.
Диплом
Награждается победитель зрительской игры по русскому языку «Заседание клуба знатоков фонетики» гимназист(ка)
___класса_________________________
______________ 20____ год
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Фонетика". "Интеллект-банк"
Тип урока: обобщающий
Вид урока: игра
Форма проведения: групповая (5 групп по 5 человек)
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.
Оборудование:
красочные буквы “Интеллект-банк”, контроль-листы для индивидуальной работы (приложение 1), листы-ответы для самоконтроля (учитель готовит сам),
групповые экраны для учёта знаний (приложение 2, приложение 4)
карточки для индивидуальной работы с листами-ответами (приложение 5)
конверты для индивидуальных карточек и листов-ответов.
Цели:
Проверка знаний, умений и навыков по теме “Фонетика”.
Развитие познавательных интересов, волевых качеств личности: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки, самооценки учебного труда и работы с консультантами.
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП ИГРЫ.
Доброе утро, дорогие дети и взрослые! Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным и трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Наша игра называется “Интеллект-банк”. Кто из вас знает, что такое интеллект? (Приложение 3.)
Действительно, (посмотрим на доску) интеллект-это…
Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие игроки, “умов” будет максимум 30. Причём в течение игры вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.
В игре вас ждут вопросы по теме “Фонетика”. Целью нашей игры будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в группе, умение работать самостоятельно по карточкам самоконтроля.
Представьте, что вы являетесь клиентами нашего “Интеллект-банка”, а я президент этого банка. У нас всё готово для игры: на доске сводный экран учёта ваших знаний (приложение 4), на столах – групповые экраны для учёта знаний каждого ученика и группы в целом, карточки для самостоятельной работы (приложение 5), листы-ответы для самоконтроля (готовит учитель 6 конвертов с ответами).
В каждой группе у меня есть свой зам. Он поможет мне проверить ваши знания, подсчитать заработанные вами “умы”. ( Консультанты опрошены и подготовлены заранее). А “умы”- деньги очень надёжные и конвертируемые (даются в обмен за ваши знания). Итак, всё готово к началу игры.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
А) Предлагаю вам открыть счёт в нашем банке, но прежде проверю, надёжные ли вы клиенты? Для этого вам придётся заполнить тест-опрос по теории и сделать свой 1-й вклад в наш банк. ( У каждого из вас лежит контроль-лист, где вы будете выполнять свои задания). Напишите свою фамилию, имя. Поставьте № варианта. Ответы записываем в контроль-листе.
1 задание.
Тест – опрос по теории
1. Языкознание – это____________________________________________________________
2. Фонетика – это_______________________________________________________________
3. Алфавит – это________________________________________________________________
4. Гласные звуки е ё ю я обозначают один звук, когда_______________________________
обозначают два звука, когда_____________________________________________________
5. Согласные звуки делятся на___________________________________________________
всегда твёрдые________всегда мягкие_________________________________________
Проверка. Итак, отвечаем на вопросы , и каждый отмечает правильность своих ответов.1 “ум” за правильный ответ. Максимальный вклад “5 умов”; минус 1 “ум” за каждый неправильный ответ. Итоги передали моим замам, они зафиксируют ваш 1-й вклад в групповом экране и общий итог в сводном экране на доске. Пока замы работают, мы продолжаем.
Б) Хорошо! Взяли конверт с индивидуальными карточками №2.В контроль-листах выполнили задание. Выполненные работы передали моим помощникам, они оценят ваши вклады, используя листы – ответы к заданию №2., зафиксируют ваш 2-й вклад в групповом экране и общий итог в сводном экране на доске.
2 ЗАДАНИЕ. Расставить ударение в словах. Слова записать.
ПУДЕЛЬ, ДЖЕМПЕР. ПРОЦЕНТ, ЦЕМЕНТ, СТОЛЯР, ПОРТФЕЛЬ, КАТАЛОГ, ПРОГРЕСС, ЩАВЕЛЬ, СВЕКЛА, ВОДОПРОВОД.
Проверка. Передали работы моим помощникам. За правильныйответ-5 “умов”, минус 1 “ум” за каждую ошибку. Они проверят по листам ответам к индивидуальному заданию №2.Все результаты внесут консультанты сами.
В) Итак, переходим к следующему этапу нашей работы. Возьмите конверты с индивидуальными карточками №3.Разберите каждый свой вариант.
3 ЗАДАНИЕ. Из предложения выпишите только мягкие согласные.
ВАРИАНТ №1. ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.
ВАРИАНТ №2. НОЧЁВКА В ЛЕСУ ВСЕМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ.
ВАРИАНТ №3. ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.
ВАРИАНТ №4. ХОЗЯЙКА УГОЩАЕТ РЕБЯТ МОЧЁНЫМИ ЯБЛОКАМИ.
4 человека работают у доски.
Проверка. Проверяем 1.2.3.4 варианты с доской, но для этого передали свои работы соседу справа. Слушаем своих товарищей, выполнявших работу у доски, и оцениваем работу тех учеников, чью работу вы проверяете. За правильное задание 5 “умов”, минус 1 “ ум” за каждую ошибку. Все результаты сообщили моим помощникам, они зафиксируют все результаты в групповом экране и на доске в общей ведомости. Работаем быстро!
Итак, вы справились с первыми тремя заданиями, посмотрим на экран “Интеллект-банка”. Максимальный вклад каждой группы мог быть равен 60 “умам” (по 15 “умов” за каждое задание-4 ученика по 5 “умов”). Мы видим, какие группы справились с заданиями наиболее успешно. Ваш личный вклад мог составить 15 “умов”.(3 задания по 5 “умов”). Есть среди вас такие ученики. Встаньте! Молодцы! Вы получаете возможность бороться за должность президентов в филиалах нашего “Интеллект-банка”
Г) Переходим к 4 заданию. Помощники, возьмите конверт с индивидуальными карточками №4,раздайте каждому его вариант.
4 задание. Запишите слова с помощью транскрипции.
ВАРИАНТ №1 МЕРА, ЕМ, ПОЕЗД, ВЬЮГА.
ВАРИАНТ №2. ПОЛЁТ, ЁЛКА, КАЮТА, ЗЕМЛЯ.
ВАРИАНТ №3. КЛЮВ, ЮГ, ДАЁТ, ЛЮК.
ВАРИАНТ №4. СЯДУ, ЯСНЫЙ, ЛЬЁТ, ЛЕС.
Проверка. Передали листы-ответы моим замам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №4 и оценят сумму вашего вклада в наш банк. Итоги фиксируются также.
Д) Переходим к 5 заданию. Консультанты, возьмите конверты с индивидуальными карточками №5,раздайте перфокарты.
5 ЗАДАНИЕ. Работа с перфокартами.
ПРАВОПИСАНИЕ Ь И Ъ ЗНАКОВ.
Несъедобный
Предъюбилейный
Добьются
Съёжиться
Объединил
Собьются
Необъятный объёмный
ружьё
подъём
листья
подъехал
вьётся
объяснение серьёзно
необъятно
предъявить
съездил
прольёт
объявление
подъезд
Проверка. Передайте перфокарты для проверки помощникам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №5 и зафиксируют сумму вашего вклада в ведомостях.
Е) Итак. Переходим к последнему заданию. Ребята, выполнив последнее задание, вы сможете отправить в филиал свой начальный капитал. Помощники, возьмите конверт с заданием №6, раздайте каждому его вариант.
6 ЗАДАНИЕ. Произвести фонетический разбор слова.
ВАРИАНТ № 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ
ВАРИАНТ №2. ЛЮБОПЫТСТВО
ВАРИАНТ №3. ПОГЛЯДЫВАЛА
ВАРИАНТ №4 ТРЕВОЖНОЕ
Проверка. Передали контроль-листы моим замам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №6 и оценят сумму вашего вклада в наш “Интеллект-банк” и свой филиал. Итоги фиксируются также. Молодцы!
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.
Уважаемые вкладчики “Интеллект-банка”! Итак, каждая группа могла заработать по 120 “умов”.
Смотрим на общий экран учёта ваших вкладов. Ребята этой группы получают свои 5 “умов” в журнал. Кто же из вас сделал самый большой вклад-30 “умов” за 6 заданий. (Вывесим на доску ваши групповые экраны).
Учащиеся, набравшие 28-30 “умов” становятся президентами филиалов “Интеллект-банка”.
Встаньте! Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на оценку “5”.
Учащиеся, вложившие 24-27 “умов” получают оценку “4” и становятся сотрудниками банка. Встаньте! Поздравим их, ребята!
Учащиеся, вложившие 17-23 “ума”, получают оценку “3” и становятся вкладчиками филиалов.
Менее 17 “умов” - ваш вклад на оценку не обменивается.
Сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания и знания других. Молодцы! Спасибо за внимание! Всего доброго!