Конспект урока по теме : Мифтахетдин Акмулла


Тема: Творческий путь поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы. Цель урока: -раскрыть своеобразие личности творчества Мифтахетдина Акмуллы, определить его роль в литературном процессе, его в развитии истории и культуры Башкортостана. Задачи: -воспитывать у учащихся уважение к творчеству одержимости , прививать им мысль о необходимости бережного отношения к ранимой и беззащитной душе поэта;
- воспитывать чувство исторической Совести, исторической Памяти, способность воспринимать трагедию личности как свою собственную, пробуждать ненависть к рабской психологии, стремление к независимости личности.
Оборудование урока: портрет Мифтахетдина Акмуллы; сборник стихов Мифтахетдина Акмуллы; компьютер, проектор и экран.
Методические приемы:
Рассказ учителя
Сообщение учеников
Выразительное чтение
Комментарии учителя
Тесты
Подготовка к уроку:
Заранее распределить между учащимися роли, раздать тексты для заучивания;
Подготовить выставку книг М.Акмуллы;
План урока:
Организационный момент;
Изучение нового материала;
Выступление учащихся;
Закрепление
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент: Определить тему урока, познакомиться с целью и задачами урока. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
II Изучение нового материала:
Учитель: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы, выдающегося башкирского поэта-просветителя XIX века – это эпохальное в общественно-социальном смысле явление, которое оставило заметный след в духовной жизни народов.
…. Пусть душа будет чистой.
Стремитесь к очищенью.
Нет без этого пользы в твоем просвещенье.
М.Акмулла
Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей перестало клокотать сердце поэта Грибоедова. Безумная жестокость оборвала жизнь Мифтахетдина Акмуллы. Сколько поэтов-просветителей преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов, народных просветителей и удивят нас своей красотой и благородством. не все поросло быльем!
Обнаруженные в 80-90-х годах учеными Башкортостана архивные документы дают возможность полно и достоверно представить его жизнь и творчество. По данным переписи населения («Ревизской сказки») от 15 марта 1834 года Мифтахетдин Акмулла родился 26 декабря 1831 года в башкирской деревни Туксанбай Куль-Илминской волости 12 башкирского кантона Оренбургской губернии (ныне Миякинского района РБ). Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла – один из крупных поэтов-просветителей конца XIX века. Кроме башкир, своим поэтом его считают татары и казахи. Мифтахетдин Акмулла – поистине народный поэт. Книга стихов поэта на его родном, башкирском, языке впервые была издана к 150-летнему юбилею лишь в 1981 году. Тем не менее, его стихи жили в устах народа. Даже в 60-90-е годы прошлого столетия в разных уголках с башкирским населением не только в районах Башкортостана, но и Курганской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Оренбургской областей встречались десятки сэсэнов, знавшие наизусть многие стихи Акмуллы. Одним из них был его племянник из аула Туксанбай Хабетдин Бадретдинов (1891-1985), знавший наизусть практически все поэтическое наследие своего деда.
III. Выступление учащихся
Ученик (1). Остро чувствует поэт окружающую его социальную несправедливость. Ему ненавистны баи, он не устает гневно бичевать и обличать их. По образному сравнению поэта, ненасытность богачей похожа на мешок, в котором дно прогрызли мыши.
Ученик (2). Афористические стихи Акмуллы полны убийственного сарказма, когда он пишет о представителях религиозного духовенства. (стих)
Ученик (3). Но остроумного, всегда справедливого Акмуллу невзлюбили казхские баи и старшины. У него особенно не сложились отношения со старшиной Исянгильды Батышом, которому удалось поэта посадить в тюрьму. Об этом случае Акмулла рассказывал так: «Когда я жил в ауле Карасур, умерла старуха одного состоятельного казаха, и меня пригласили на кладбище для совершения погребального обряда. Когда я сидел около могилы, подошел аульный старшина Исянгильды Батыш. Как только увидел меня, сказал такие слова: «Ой-бой, там, где трава, жиреет бык, где мертвец, жиреет мула; смотрите на этого истяка, как он разжирел», и ткнул мне в живот палкой, которая была у него в руках. Я тоже не остался без ответа и сказал: «Правильно говорите, брат мой. Там, где падаль, жиреет собака, а если нет в степи мулл, подобных нам, то головы таких негодяев, как вы, грызут собаки». Так еще говоришь, вот увидишь, как я устрою, чтобы твою голову грызли собаки»,- заорал тогда он.
После этого разговора Исянгильды Батыш донес исправнику, т.е. начальнику полиции, о том, что Мифтахетдин- башкир, вот уже несколько лет скрывается у казахов, уклоняясь от царской солдатской службы».
В годы кантонного управления в 1797-1865 годах все башкиры должны были пройти 25-летнюю солдатскую службу, и уклонение или отказ от него наказывались тюремным заключением. По доносу Исянгильды Батыша в 1967-1871 годах Мефтахетдин Акмулла просидел в Тюрьме Троицка. Хотя поэт и был освобожден из тюрьмы, он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте. От этого наказания его спасли поклонники таланта поэта. Один из них Габидулла Зигангиров весной 1871 года обратился к царю Александру II с прошением, заплатил залог две тысячи рублей и взял Мифтахетдина Акмуллу на поруки. Так он окончательно вызволил поэта из арестантской роты. Произведения, написанные в тюрьме, входят в число лучших образцов его поэзии. Они свидетельствуют о духовной силе и неиссякаемом таланте поэта-узника. Даже в стихотворении о своей несчастной судьбе «Место мое- в тюрьме» поэт рисует свою жизнь не только на фоне тюремного быта, но и на фоне борьбы, идущий в обществе между правдой и ложью, добром и злом, верностью и предательством (стих).
Ученик (4). После выхода из тюрьмы в 1871 году 40-летний Акмулла спустя 13 лет вернулся в отцовский дом. Однако отец не принял своего сына Мефтахетдина, ставшего к тому времени известным поэтом Акмуллой, близко к себе. Между отцом и сыном возник разлад. Обиженный холодным отношением, Акмулла на добром коне отца в его отсутствии навсегда покинул родной дом. В такой обстановке появилось знаменитое письмо- послание поэта «Письмо к отцу», в котором он объяснил причины своего ухода. Оставив отцовский дом, Акмулла жил в основном в башкирском Зауралье- в аулах Абзелиловского, Баймакского, Учалинсокго районов, где было очень много знакомых и друзей. Известно, например, что, освободившись из тюрьмы, он приехал в аул Суюндук современного Учалинсого района к Камалу Ягафарову, с которым провел долгие годы в заточения в Троицке. Зиму 1892 года он провел в селе Темяс, посещая и соседние аулы по реке Сакмар. Однако особенно летом надолго он нигде не задерживался, а переезжал из аула в аул. Скитаясь среди башкир, учил детей грамоте, участвовал в поэтических состязаниях – айтыш.
В 1994 году по семейным делам он приехал в Уфу, встречался с выдающимся ученым писателем Ризаитдином Фахретдиновым и поэтом-просветителем Мухаметсалимом Уметбаевым, с которым состязался в поэтической импровизации, и муфтием Духовного управления мусульман Мухамедьяром Султановым.
Физминутка.Ученик (5). Трагической была и смерть Акмуллы. На своей телеге, загруженной книгами и столярными инструментами, 8 октября 1895 года он ехал из г. Троицка в Златоуст. Между Миасским заводом и деревней Сарсланово на него напали грабители и убили. Тело поэта погребено на миасском кладбище. При жизни Акмуллы была выпущена в свет лишь одна его книга «Памяти Шигабутдина Марджани», которую издали в Казани в 1892 году. Через 12 лет в 1904 году , там же была опубликована вторая книга –сборник стихотворений ,написанных в Троицкой тюрьме.С тех пор произведения Акмуллы не печатались. Впервые поэтический сборник вышел в Алмае-Ате в 1935 году. Ученик(6). В поэтическом воображении Акмуллы раньше всего возник образ самого известного просветителя его времени , Марджани Шигабутдина.Он выдвинул , обосновал , отстаивал в своих произведениях требования внести изменения в ислам : отказаться от религиозного фанатизма и бессмысленных обычаев , приспособить религию к современным условиям: призывал преподавать в школах, наряду с богословием , естественные и гуманитарные науки. Ученик(7). Акмулла, впервые после Салавата , обратился к своему народу со словами: «Мои башкиры», горячо его к просвещению, к знаниям. Интонационный строй передает всю сложную гамму чувств поэта: боль и страдание, надежду и тревогу. Закрепление: Тест 1.Кого из башкирских поэтов –просветителей конца 19 века считают своим поэтом татары и казахи? А)И.Батырша. Б)М.Акмулла. В)Ш.Марджани. 2.Что означает имя Акмуллы? А)Правдивый, чистый, учитель. Б)Религиозный деятель. В)Общественный деятель. 3.Когда и где родился М. Акмулла? А)1831 год, д. Туксанбаево Миякинского района. Б)1835 год,Оренбургская обл.,Шарлыкский район.
В)1839 год ,г. Троицк. 4.Как переводится слово «Насихаттар»? А)Обращение. Б)Наставление. В) Призыв.
5. Как увековечено имя Акмуллы в Башкортостане?
А) Улицы Акмуллы в г.Уфе. Б) Город Акмуллы В) Музей Акмуллы
V. Подведение итогов:
Учитель: Мифтахетдин Акмулла- проповедник свободы и равенства, добра и милосердия, сам жил вольно, как птица, сообразно с законом природы, не стремился к личному богатству, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам, исходил всю Россию, объездил на своем коне киргизские степи, казахские долины, творил и жил во имя своего народа. Дать свободу людям – вот устремленная в будущее мысль поэта.
Домашнее задание:
Изучить страницы 170-177, выучить стихотворение: «Башкиры мои, надо учится» .
Оценки
Спасибо за урок!