Методические рекомендации для учителей изобразительного искусства по проведению урока в 6 классе по теме: «Пейзаж».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Методические рекомендации
для учителей изобразительного искусства
по проведению урока в 6 классе по теме:«Пейзаж».
Выполнила учитель
изобразительного искусства
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
высшей квалификационной категории
Гуфранова Надежда Вениаминовна
2016 год
Аннотация к методической разработке.
Основной задачей изучения этой темы является пленер, как формирование внимания детей на живописные и композиционные эффекты пейзажа и развития у учеников эстетических чувств к изобразительному искусству, представления о пейзаже, как произведении искусства, способом, так же как и другие жанры, выразить мысли и чувства художника на принципах реалистического искусства. На этом занятии дети должны почувствовать и понять, что художники изображают природу для передачи различного настроения. При показе слайдов акцент делается на различном решении сюжета в пейзажах, написанными разными художниками. Дети должны понять, что задачей искусства является не слепое копирование, а анализ строения каждого предмета и его пространственное расположение.

Методические рекомендации для учителей изобразительного искусства по проведению урока по теме «Пейзаж».
Одним из наиболее важных факторов эстетического воспитания является искусство, в частности изобразительное. Если бы искусство не обладало художественным воздействием на человека, оно потеряло бы свою силу. Изобразительное искусство постоянно и непрерывно эстетически воздействует на человека. Эта способность изобразительного искусства как раз и определяет его роль в эстетическом воспитании. Изобразительное искусство, воспитывая людей эстетически, способствует формированию мировоззрение человека.
Чтобы привить ребенку способность правильного понимания изобразительного искусства, необходимо весь процесс обучения строить на принципах реалистического искусства.
Рисование с натуры помогает формированию эстетического воспитания, дает возможность детям глубже, активнее познать окружающую действительность, ярче чувствовать, больше замечать, учит видеть предметы, примечать в них характерные особенности. Анализируя изображаемую модель, учащиеся видят материальный мир не в случайном, а закономерном его построении. Необходимо развивать образное воображение. Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного воображения. Знание законов и правил изобразительной грамоты вносит неоценимый вклад в способность видеть многообразие красок, форм, материалов в окружающей действительности, эмоционально откликаться на красоту родной природы.
На уроках изобразительного искусства с натуры по теме «Пейзаж» учащиеся, изучая конструктивное строение деревьев, их пространственное положение, пропорции, форму, цвет и т.д. одновременно постигают и законы красоты, ощутимые в форме, пропорциях, цвете и выражающиеся в плавности, изяществе линий и очертаний.
Для успешного эстетического воспитания, развития художественного вкуса учащихся средствами изображения с натуры большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоничному заполнению всей поверхности листа, выбору поворота формата, перспективы, правилам пропорционального построения изображаемого, законам цветоведения, а также сочетанию и взаимодействию их всех.
Изображение пейзажа требует наблюдения, изучения природы. На первом уроке выходим с учащимися на пленер и изучаем природу, делаем зарисовки, небольшие этюды. Живая природа всегда является чудесным источником детского вдохновения. К.Д. Ушинский о значении воздействия окружающей природы на душу детей говорил: « А воля, а простор…, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Если перед учащимися не поставлена конкретная задача наблюдения, процесс рассматривания отличается пассивностью, неясностью в формировании зрительных образов объектов натуры. Моя задача во время экскурсии заключается в том, чтобы сосредоточить внимание детей на наблюдении определенного объекта и пробудить их в процессе восприятия размышлять над увиденным.
Провожу беседу о художнике И.И. Шишкине, нашем земляке, о красоте природы. Читаю стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета. Внимательно наблюдаем за быстро меняющимся небом и атмосферным явлением, изучаем формы, которые встречаются в природе. Некоторые деревья выглядят вполне однородно и симметрично, повторяя геометрические формы треугольника, овала, окружности. Чаще всего можно найти схожие черты у определенных видов деревьев, но одинаковых деревьев, как и людей, не существует. Сравнения:
Ель. У этого дерева высокий, прямо стоящий ствол, как и у всех деревьев, суживается к верху. От ствола уходят опущенные хвоей ветви, в верхне части ствола – короткие и тонкие, в нижней – тяжелые и длинные, свисающие вниз. Нужно детям показать, что ветви растут со всех сторон, а не только слева и справа. У многих елей ветви начинаются почти у земли. Молодые ели отличаются от старых елей. У них ветви легкие, и они почти не свисают.
Сосна - дерево светолюбивое. Ветви расположены редко, хвоя длиннее, чем у ели. В нижней части ствола ветви отмирают, отпадают, оставляя небольшие сучки. В густом лесу высокий ствол сосны почти не имеет ветвей и только вверху видна крона.
Береза имеет своеобразное ветвление и свисающие тонкие ветки. Довольно толстые ветви отходят под острым углом, разветвляются, переходя в тонкие длинные свисающие веточки. Ствол имеет небольшое искривление.
Осина - дерево довольно высокое, ствол тонкий, прямостоящий. Ветви направлены к верху. Крона широкая внизу и сужающаяся кверху.
Дуб - мощное крепкое дерево. Ствол толстый, искривленный. Ветви малосгибаемые, отходят почти под прямыми углами, толстые, узловатые, густо опущенные на концах тоненькими веточками. Общее очертание кроны напоминает дубовый лист, но с еще несколько раз повторенной зубчатостью.
У всех деревьев ветви у ствола толще, к концам они сужаются.
Обращаю внимание и на правила линейной и воздушной перспективы: удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, чаще всего голубоватые, иногда темно-синие. Лучше всего заметны красные, оранжевые и другие теплые цвета. Контрасты света и тени, материальность предметов стушевываются по мере удаления: они приобретают характер силуэтов: деревья на первом плане более четкие, на втором более мягкие, а у заднего плана - силуэтные, однотонные. Небо к горизонту становится светлее, трава на первом плане темнее, чем в глубине. Если изобразить предмет, придав ему резкие очертания, насыщенную окраску, рельефность, фактурность, то он будет представляться близко к нам расположенным. Теряя эти качества, предмет словно удаляется от нас.
Можно рассказать детям, что эти явления происходят потому, что воздух представляет собой плотную среду с мельчайшими органическими и неорганическими частицами, мешающими прохождению света и вызывающими серо-голубое окрашивание предмета. Частицы влаги и пыли, содержащиеся в воздухе, препятствуют прохождению света. Поэтому по мере удаления от объектов не только увеличивается разница между действительной и видимой интенсивностью цвета предмета, но и меняется его цветовой оттенок. Так, деревья одинакового цвета на близком расстоянии кажутся зелеными, а в дали – почти серыми.
Второй урок. Дети уже наблюдали пейзаж на экскурсии.
Лес очень красив, особенно в солнечный день. Много зелени, затемненной под деревьями, яркой на полянах, полных цветов.
Больших успехов в эстетическом воспитании можно достичь при внедрении в практику преподавания проблемного метода обучения, стимулирующего творческую активность школьников. Необходимо формулировать вопросы, чтобы у учащихся рождалось стремление самостоятельно найти ответы, стремление делать самостоятельные открытия.
Прошу назвать фамилии художников, которые изобразили родную природу. Дети рассказывают мне о И.И. Шишкине (1832-1898), который родился в городе Елабуга, на берегу Камы. Кругом, на сотни километров, тянулись дремучие леса, которые еще в детстве полюбил Шишкин. Когда он вырос и окончил Академию, то весь свой могучий талант посвятил изображению природы, «Певцом русского леса» называли Шишкина.
На экране картина Шишкина «Корабельная роща». Провожу анализ картины: на этой картине изображен лес. Стоит яркий солнечный день, солнечные блики играют на широкой кроне деревьев. Течет омелевший ручеек. Просвечивает дно ручья, и камешки хорошо видны на светлом песке.
Вопрос: как на картине изображены деревья?
- Одни из них расположены близко, другие – далеко. Сосны на переднем плане так велики, что выходят за границы картины.
- Деревья, расположенные вдали, видны полностью. Их основания изображены на полотне выше, чем основания ближних деревьев. Толщина стволов меняется.
- Верхушки ближайших деревьев срезаны краями картины, уходят за его пределы.
Нужно сказать учащимся, что вид природы называется пейзажем, а художников, изображающих природу, называют пейзажистами.
Включаю следующий слайд. На этом слайде картина И. И. Левитана «Березовая роща». Знакомимся с художником и картиной.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900), так же как и Иван Иванович Шишкин, раскрыл тему родины в образах русской природы, которую очень любил. Но если Шишкин изображал дремучие леса, то Левитан – опушки леса, полянки, широкие просторы.
В «Березовой роще» художником строго соблюдено перспективное изображение природы. С учащимися разбираем перспективное изображение, а затем открываю следующий слайд с картиной Левитана «Осенний день», где останавливаю внимание детей на, уходящей вдаль, дорожке. Художник сначала наметил горизонт, а только затем расположил деревья, где учел их правильное размещение. Вспоминаем, что небо к горизонту светлее, трава на первом плане темнее, чем в глубине. Каким по цвету кажется нам дальний лес на горизонте – он превращается в полоску синего тона. Деревья на первом плане более четкие, на втором более мягкие, а на заднем силуэтные, однотонные. Передний план выделяется более резкими, темными тенями и проработкой деталей, изображением травы и цветов. По мере удаления в глубину, пейзаж становится по цвету более холодным, что достигается применением синих, зеленых и фиолетовых цветов. Это воздушная перспектива.
Обращаю внимание учащихся на линейную и воздушную перспективу, на то, что нужно уметь выделять главное в пейзаже. Определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых объектов, различать цветовой тон зелени деревьев, травы.
Прежде чем рисовать, учащиеся должны ограничить свой лист линиями. Следует напомнить им, что сначала надо наметить горизонт и затем приступить к работе. Здесь на помощь детям приходит видоискатель. Видоискатель выполняется из небольшого листа бумаги, внутри которого вырезано прямоугольное отверстие. Он необходим, когда широкая панорама пейзажа затрудняет определить границы своего рисунка. Он помогает выбрать композицию и увидеть, как она будет смотреться в рамке. Можно придвинуть рамку ближе или отодвинуть ее подальше, чтобы взять в кадр большую или меньшую сцену.
Учащиеся сначала раскрашивают небо по - сырому, смочив бумагу чистой водой и двигая кистью слева направо и продвигаясь к линии горизонта, ослабляя постепенно цвет неба. Лес вдали покрывают после раскраски неба, пока бумага сырая. Достигается мягкий переход верхушек дальнего леса. Деревья, цветы и трава на переднем плане изображаются более подробно. Необходимо оставлять просветы при раскраске кроны. Они создадут впечатление проникающего сквозь листву света. Поэтому, все то, что ближе, прорабатываются подробно отдельные детали. Дорога может иметь разные цвета: от серой до коричневой. Если прошел дождь, то в лужах на дороге отражается небо или деревья с просветами неба.
Зная эффекты светотени, композиционные приемы, учитывая пространственное расположение предметов с целью подчеркивания главного в содержании, используя цвет как важнейшее средство выразительности и эстетического освоения действительности можно достигнуть наилучшего результата.