Разработка занятия по обществознанию на тему Происхождение права, его формы и структура (11 класс)


Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Происхождение права, его формы и структура.
Мотивация изучения темы:
В современном мире важно знать, что такое право, какие теории происхождения права, что такое прецедент, отрасли права, источники права, правовые системы, признаки нормы право.
Ведь мы все – участники правовой системы государства.
Цели занятия:
Учебные:
а) - познакомиться с понятиями «право», «законы» и т.д.;
- дать представление о различных процессах, идущих в обществе;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) изучение нового материла;
3) закрепление изученного материала ;4) инструктаж д/з;
5) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Изучение новой темы.
Право — система общеобязательных правил поведения, которое устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживаются силы государственного принуждения.
Система права, существующая сегодня в Европе, называется Римское право.
Почему?
Римское право - классика европейского законодательства.
Наивысшего развития законотворчество достигло в Древнем Риме.
Принципы римского права:
“ Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам ” (античная мудрость)
“ Закон суров, но это закон !” (древнеримское изречение)
“ Высший закон- благо народа ” (древнеримское изречение)
Теория происхождения права.
Древнейшие теории.
1- Теологическая теория — вера в Богов (Иран, Пакистан)
2- Теория естественного права - «уже рожденный человек имеет свое право».
Современные теории
1- реалистическая теория — « кто сильнее тот и прав».
2- Социологическая теория - «право следует искать не в норме, а в реальной жизни»
В основе российского права лежат следующие основополагающие принципы:
–принцип справедливости ;–принцип правосудия ;–принцип равенства людей.
Для права характерны: а) общеобязательность исполнения
б) выраженность в источниках (в России это в основном нормативные правовые акты)
в) существующая возможность государственного принуждения.
В современном праве России сформировались новые отрасли :
1- муниципальное право (отношение органов местного самоуправления)
2- налоговое право (устанавливает правила взимания налогов)
3- предпринимательское право ( определяет правило экономической деятельности предпринимателей)
4- компьютерное право — осуществляет правовое регулирование движения в информации).Заполнение таблицы по странице 9-10 учебника.
Признаки нормы права:
1- обязательность (для исполнения)
2- общий характер (распространено на всех)
3- многократное применение
4- регулирование наиболее важных для государства общественных отношений — одно из самых главных.
Иерархия нормативно правовых актов.
Строго определенный порядок от высших к низшим.:
1- Конституция РФ
2-Федеральные конституционные законы.
3-федеральные законы.
4- указы президенты РФ
5-постановление правительства РФ
6- нормативные акты министерств и ведомств
7- правовые акты органов местного самоуправления, локальные, нормативные акты.

Прецедент — конкретное решение суда или должностного лица. Наделенного полномочиями, которыми руководствуются при разрешении аналогичных дел в будущем.
Обсуждение примеров правовых прецедентов.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §1, тетрадь.
Использованная литература:
1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах 10-11 классы: справочные материалы. – М.:АСТ-Астрель, 2010.
2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010.
3.Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
4.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. – 8-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.