Статья Проблемная лекция по физике


Усольцева Т.М.
ГБПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В условиях реализации ФГОС актуальность применения нетрадиционных методов обучения, в частности проблемной лекции, очевидна. Они приводят к изменению роли и функции преподавателя. В процессе лекции осознание темы студентами происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации в зависимости от того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В связи с этим учебные проблемы должны не только быть доступными по своей трудности, но и учитывать познавательные возможности студентов и исходить из изучаемой дисциплины, быть значимыми для усвоения нового материала и общего и профессионального развития личности студентов.
Проблемная лекция предполагает диалогическое изложение материала. С помощью соответствующих методических приёмов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение многообразных гипотез и нахождение тех или иных путей их подтверждения или опровержения), преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению и дискуссии.     Таким образом, поисковая исследовательская деятельность, участие мышления студентов и их личностное отношение к усваиваемому материалу – одна из целей проблемной лекции. Однако проблемная лекция обеспечивает достижение и других целей, а именно:
1.усвоение обучающимися содержания образования (О К 1);
2.развитие самостоятельного теоретического мышления (ОК 4);
3.формирование профессиональной мотивации будущего специалиста (ОК 1, ОК 7).
 Приведу пример урока по теме “Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора”. В начале лекции преподаватель задает проблемный вопрос:
- Вспомните опыт, который демонстрирует влияние на ёмкость проводника окружающих тел. (Если заряженный шар охватить ладонями, не касаясь его, то электрометр, покажет уменьшение потенциала, следовательно, возрастание ёмкости.)
Преподаватель обобщает: Ёмкость проводника можно увеличить, приблизив к нему другой проводник. Большой ёмкостью обладает система из двух проводников называемая конденсатором. Студенты знакомятся с элементами теории конденсатора.
Посмотрев виртуальный опыт, преподаватель предлагает выяснить, от каких величин зависит ёмкость плоского конденсатора.
- Как зависит ёмкость конденсатора от расстояния между обкладками? (При приближении пластин друг к другу разность потенциалов между пластинами уменьшается, следовательно, увеличивается ёмкость конденсатора).
-Как зависит ёмкость конденсатора от площади пластин, взаимно перекрывающих друг друга? (При уменьшении площади пластин, взаимно перекрывающих друг друга, наблюдается увеличение разности потенциалов, следовательно, уменьшается ёмкость конденсатора).
- Как зависит ёмкость плоского конденсатора от свойств диэлектрика между пластинами? (При внесении диэлектрика разность потенциалов уменьшается, следовательно, увеличивается ёмкость конденсатора).
Обобщив все, получают формулу ёмкости плоского конденсатора
При подготовке к проблемной лекции учащиеся выполняют групповые опережающие задания по сбору и поиску информации. При предъявлении информации используют ИКТ (ОК 5). Группа «теоретиков» выступает с сообщением – презентацией «Соединения конденсаторов».
Как и любая система заряженных тел, конденсатор обладает энергией. Студенты смотрят видеоролик и делают вывод, от чего зависит энергия заряженного конденсатора.
- Чем больше ёмкость конденсатора, тем большей энергией он обладает.
-Чем больше напряжение на пластинах конденсатора, тем больше энергия конденсатора.
Для формирования ОК4-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач студенты делают вывод формулы энергии конденсатора и объёмной плотности энергии электростатического поля.
При работе с конденсаторами всегда необходимо соблюдать правила техники безопасности. Выступает группа «инженеров по охране труда».
Конденсаторы нашли большое применение в быту технике. Слушают сообщение - презентацию группы «практиков».
Для закрепления изученного материала и формирования общих компетенций – -ОК 6 -работать в команде, эффективно общаться с коллегами, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды предлагается изучить конденсатор, в соответствии с маркировкой найти ёмкость конденсатора и его рабочее напряжение, определить энергию конденсатора, осуществить самопроверку по таблице в соответствие с номером конденсатора.
ЛИТЕРАТУРА
1.Горчакова М.П. – Сибирская "Инновации в профессиональном образовании:
педагогические технологии"./ Учебное пособие. - С.-Петербург: 2000.
2.Громкова М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании (Учебное пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования). М.: НПЦ "Профессионал – Ф", 2001.
3.Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М.: НПЦ "Профессионал – Ф", 2002.
4.Мастропас З.П., Сиднев Ю.Г..Физика: Методика и практика преподавания. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2002.