Доклад Формирование толерантных отношений на уроках литературы


Баграмян И.Н.
Формирование толерантных отношений на уроках литературы
Не помысли народ свой врагом других народов.
Уважай чувства и мысли братьев своих.
Д.С.Лихачёв
Прежде чем говорить о толерантности, о способах формирования толерантной личности, необходимо чётко понимать, что включает в себя это понятие. В русском языке есть два слова со сходным значением. Это толерантность и терпимость. Несмотря на сходство в значении этих слов, можно увидеть и понять их различие. Зачастую под «терпимостью» понимают пассивное несопротивление чужому мнению и к поступкам других людей. Толерантность же, напротив, подразумевает активную позицию человека, которая должна предполагать защиту прав личности.
Мы, конечно, должны осознавать, что проблема интолерантных отношений не исчезнет сама по себе. Не случайно в 2001-2005 годах в нашей стране была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В программе говорится о формировании «установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия», о профилактике различных видов экстремизма и противодействии им. Всё это, несомненно, имеет для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
Все учебные заведения нашего государства стали активными участниками этой программы, внося целенаправленно в свою работу мероприятия по воспитанию толерантной личности. Ведь каждая школа- это небольшое государство, которое включает в свой состав детей разных национальностей, культур и вероисповеданий. Поэтому перед школой стоит непростая задача подготовки подрастающего поколения к жизни в многонациональном обществе, поликультурной среде. Каждое учебное заведение имеет свою духовную среду, которая отражается в традициях, построении обучающего пространства. Именно в школе можно решить весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. Совместная деятельность учителя, родителей и учащихся даёт возможность создания условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности.
В воспитании личности, её моральных качеств, среди которых важное место занимает именно толерантность, наверное, нет более надёжного помощника, чем художественная литература, слово и пример учителя. Уроки литературы, как никакой другой предмет, способствуют развитию толерантной личности. Ведь в классической литературе заключён огромный потенциал для воспитания терпения и уважения. Литература- это философия жизни, которая учит жить. Изучая произведения, в которых рассказывается о событиях, происходящих в других местностях, особенностях природы, пейзажа, о быте и обычаях других народов, мы в первую очередь учим детей уважать чужую культуру, а через неё - и другой народ. В художественных произведениях толерантность проявляется в двух формах: отношения между героями показаны такими, какими они должны быть в идеале, и наоборот, автор показывает интолерантные отношения для того, чтобы вызвать протест у читателя. Вот потому учителю важно направить детей, дать им возможность понять авторскую позицию. Так, например, произведения Андрея Платонова, включённые в действующую программу по литературе, позволяют каждому ребёнку прочувствовать отношения героев, прикоснуться к жизни «обнажённым сердцем». Слабый Юшка, не умеющий постоять за себя, но уверенный в том, что он всем нужен, силён в своём стремлении просто жить. И учащиеся проникаются к нему глубоким уважением.
Акцент на воспитание толерантности легко можно сделать при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Автор знакомит читателя с бытом и нравами горцев через восприятие главного героя Жилина. Это не простой интерес, а желание понять, изучить этот народ. Ведь его контакт с горцами происходит без каких- либо признаков вражды, несмотря на то что Жилин- пленный. Толстой показывает то уважение горцев к русскому офицеру, которое он внушает им своим умением что-то сделать, смастерить, починить.
Изучая в 11 классе произведение А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», учитель совместно с детьми раскрывает непростые стороны общественной жизни, где все мы являемся жертвами преступлений против человека и человечности, против жизни вообще (трагические события на Кавказе времён переселения народа). Произведение, полное отчаяния и страха, крови и ненависти – жизнеутверждающее, само по себе. Важно донести до подростка смысл и значение этого романа, сподвигнуть на такое сложное чтение и анализ изображённых событий.
Воспитание толерантной личности невозможно представить себе без изучения литературы уроков с включением регионального компонента. Знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом народов, населяющих нашу республику, позволяет на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живущих в родном крае, даёт возможность формировать взаимную терпимость и готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Необходимо осознавать тот факт, что для того чтобы воспитывать толерантность в других, учитель, в первую очередь, сам должен иметь такое качество. Личность каждого ученика уникальна в той же степени, в какой неповторимы его интересы и пристрастия. Уважение к ребёнку- значит умение разглядеть эту неповторимость: характер, манеру поведения, уровень образования, владение навыками общения. Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.
Учителю важно донести до ребят, что проявление толерантности, созвучное уважению прав человека, совсем не означает терпимого отношения к социальной несправедливости и отказа от своих убеждений. Это значит, что каждый человек может придерживаться своих взглядов и должен признать это же право за другими. Признавать то, что люди могут различаться по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научится уважать культурные ценности и других народов, уметь находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым, зачастую неожиданным условиям. Практика показывает, что люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, могут оказаться неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.