Формирование толерантных отношений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности


Формирование толерантных отношений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Актуальность проблемы
Многие школы в самых разных географических точках России, многие учителя стараются выстроить сегодня систему культурного образования.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
“Педагогика сотрудничества” и “толерантность” – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам.
Смысл своей  деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения “учитель – ученик”. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Думаю, что особое внимание необходимо обращать на воспитание толерантности в подростковом возрасте.  Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому человеку. Подростковый возраст, как известно, всегда – возраст трудный.
И общество в целом, и школа должны собственным примером подтверждать ценности толерантности у учащихся. Для этого, в каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности
Главное в работе педагога – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их предрасположенности к контактам в коллективе. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность.
Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности я стараюсь исходить из следующих идей:
Ребенок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть “живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, – личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
Наиболее продуктивные и достойныеспособы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
Реализация педагогических идей позволяет мне создать в классе атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности и уважения к мнению каждого, поиска истины, сотрудничества. Активные формы и интерактивные методы работы на уроках и во внеклассной работе помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности.
Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Каждый урок провожу учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Опыт работы показывает, что каждая тема данного курса дает обширный материал для формирования толерантности. И моя главная задача, как учителя - постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи уважения, устойчивости и взаимопонимания.
Имея дополнительно психологическое образование, в своей работе использую различные психологические упражнения и мини-тренинги, цель которых - формирование установок понимания и принятия чужого мнения, осознания принадлежности к мировому сообществу.
Эти упражнения помогают сформировать у ребят черты толерантной личности: чуткость, умение слушать, сопереживать, умение владеть собой, расположенность к другим людям, умение не осуждать другого человека, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту, способность вступать в диалог и достойно вести его, уважение и принятие способов проявления человеческой индивидуальности.Элементарные психологические упражнения и мини-тренинги, которые непроизвольно впитывают учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности, помогают им довольно грамотно (с точки зрения психологии) анализировать различные жизненные ситуации и поступки людей. Овладение рефлексией и постоянное обращение к ней помогает детям на соматическом и психическом уровне прислушиваться к себе и выбирать те модели поведения, которые могут меньше навредить другим людям.
Заключение
И, подводя итоги, мне хочется сказать несколько слов по поводу дальнейшего развития толерантности в школе. Толерантность — новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Предполагаемый результат данной педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
принятие себя и других людей таких, какие они есть;
установление доброжелательных отношений с окружающими;
способность к глубокому пониманию жизни;
активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
развитие творческих способностей;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
способность брать на себя ответственность;
приложение усилий для достижения поставленных целей.
Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.
Литература
Максакова В.,  ПоляковаС. “Учимся договариваться”, Издательство “Магистр”, Москва, 1998.
Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2003. –  № 1.
Степанов П.В. Феномен толерантности //Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 5–14.