Доклад на метод совет по теме Информационно-образовательная среда урока как средство формирования функциональной грамотности школьников


ДОКЛАД
для методического совета на тему:
«Информационно-образовательная среда урока, как средство формирования функциональной грамотности школьников»
Подготовила:
руководитель МК ЕМЦ
Барабанова Л.А.
учитель физики и математики
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В национальном плане развития функциональной грамотности отмечено, что будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Слайд 2
Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Слайд 3
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Слайд 4
Настоящий Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников (далее - Национальный план) описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др.
Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества как внутри, так и вне ее границ.
Национальный план направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.
Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников.
Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.
Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом  следующих приоритетов:учет возможности образования в развитии толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству (образование для мира и согласия);
-   качественные образовательные услуги должны быть доступны для всех казахстанцев(образование для всех);
-   содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту (образование для жизни и труда);
-   образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности(образование в течение всей жизни);
-   полноценной социализации личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества(образование как открытая система).
Слайд 5
План мероприятий по реализации Национального плана на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников (с презентации)
Слайд 6
В настоящее время подготовка школьников к жизни к труду, как один из ведущих приоритетов образования, требует пересмотра результатов образования. Более широкое толкование понятия «образовательные результаты» связано с рассмотрением образования как созидательного фактора, движущей силой социально-экономического, культурного прогресса общества
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом  процесса обучения учащихся в школе и  свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Слайд 7
Информационная среда(с презентации)
Слайд 8
Состав (с презентации)
Слайд 9
Роль среды (с презентации)
Слайд 10
Состав ИОР (с презентации)
Слайд 11
Применение НА УРОКЕ :
Особенности урока как основной формы организации процесса обучения в информационно – образовательной среде.
1. Изменение на уроке позиции учителя.
С одной стороны он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение основы содержания образования на запланированном уровне, а с другой – оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими интересами, запросами. Важно определить, освоение какого материала будет проходить самостоятельно учениками, а какого требует участия педагога.
2. Индивидуализация учебного процесса.
Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
5. Организация различных видов самостоятельной работы.
(при использовании поисковых систем Интернета, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами).
6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока (виртуальное присутствие ученых, интегрированные уроки).
7. Использование интерактивных технологий.
8. Использование базы данных и лабораторные комплексы с удалённым доступом.
Слайд 12
Проблемы образования:

• Низкий уровень вычислительных навыков
• Отсутствие практической направленности учебного предмета (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
• Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
• Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
• Невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д)

Слайд 13
Внедрение эффективных форм и методов обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления,
обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов,
умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.
Слайд 14
Сравнение признаков обыденного и критического мышления (таблица с презентации)
Слайд 15
План функциональной грамотности определил 3 области: (с презентации)
Слайд 16
Грамотность чтения- это(с презентации)
Слайд 17
Математическая грамотность - это (с презентации)
Слайд 18
Естественнонаучная грамотность - это (с презентации)
Слайд 19
Функциональная грамотность и компетентность(с презентации)
Слайд 20
Работа по группам
Слайд 21
Стратегия решения проблемы
Слайд 22
РЕШЕНИЕ методического совета
Использование информационно - образовательной среды на уроках для развития функциональной грамотности школьников.
Возможность реализации ИОС за счет проведения учебных занятий по вариативной части и внеурочного времени.Слайд 23
СПАСИБО !!!!