Подготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химии


Примеры учебной деятельности, обеспечивающей личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химии в школе
Сферы развития личностных результатов Примеры форм деятельности обучающихся
РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий
1). Прочтите высказывания Д.И. Менделеева и подготовьте сообщение о нем как о человеке и гражданине (тема «Периодический закон». 9 кл.):
«Первая моя служба Родине – наука, вторая – просвещение, третья – промышленность»
«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств»
«Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»
2). Напишите эссе по теме, подготовьте выступление с опорой на мультимедиа-представление, подготовьте виртуальную экскурсию по местам жизни и деятельности учёных и т.д. (http://www.chem.msu/ru/rus/history)
3). Заключительные уроки 10 кл. Подготовьте и проведите виртуальную экскурсию по музею Казанской химической школы (www.ksu.ru).
В рамках внеклассной работы:
информационные проекты: работа учёных-химиков в годы Великой Отечественной Войны «Всё для фронта, всё для победы» и др.
ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий
1). На каждом учебном занятии: совместная с учениками постановка учебных целей на урок, организация этапа рефлексии для определения качества достижения поставленных целей и определения трудностей и причин, если цель не достигнута.
2). Организация дифференцированного домашнего задания – ученик сам выбирает один из вариантов домашнего задания в зависимости от того, насколько хорошо он усвоил учебный материал на уроке.
3). Подготовьте сообщения с презентациями о профессиях, в которых применяют методы химического анализа: «технолог пищевых биотехнологий», «нефтехимик», «клинический фармаколог», «военный химик», и пр. Опишите профессии по алгоритму: содержание деятельности, условия труда, доминирующая профессиональная направленность, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии, требования к здоровью, востребованность профессии, где можно получить начальное профессиональное образование, где можно получить высшее образование, возможность продолжения образования, повышения квалификации, карьерного роста.
В рамках внеклассной работы:
учебные экскурсии, знакомящие учащихся с характерными особенностями труда провизоров и фармацевтов (в аптеке), техников и лаборантов (на водоочистной станции), инженеров, технологов, лаборантов-экологов, химиков-лаборантов (на объектах по производству пластмасс, волокон, продуктов питания и др.)
встречи со специалистами: учеными, аналитиками, геологами, криминалистами, врачами и др.
ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Решение практико-ориентированных химических задач по темам курса, например:
практическое занятие по определению кислотности среды раствора с использованием образцов различных моющих средств и косметологических жидкостей (тоник, пенка для умывания) с последующей оценкой воздействия на кожу.
2). Урок-дискуссия, например: «Жесткая вода – полезная или нет», «Высокобелковая диета: логика и мифы?».
3). На каждом уроке, связанном с изучением новых веществ, учащиеся могут выступать с небольшими сообщениями, подготовленными заранее, о применении или нахождении в природе изучаемых веществ.
4) Мини-проекты для домашних работ: «Почему вода имеет стратегическое значение?», «Озон: друг или враг?», «Вещества и минералы в повседневной жизни»
В рамках внеклассной работы:
Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня функциональной грамотности по предмету, например: «Химия внутри и вокруг человека».
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). На любом уроке - защитой собственной позиции в дискуссии с оппонентом.
2). Подготовьте сообщения
«Пагуошское движение - лауреат Нобелевской премии мира».
Сообщения о коллективном и интернациональном характере науки в истории подтверждения прогнозов Д.И. Менделеева (Периодический закон утвердился благодаря работам ученых Франции, Германии, Швеции, Англии и др.)
В рамках внеклассной работы:
Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня толерантности и взаимопонимания, например: «Наука без границ».
ЗАКОН, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). На любом уроке - элементы модульного обучения: задаётся определённый объём информации в виде учебного задания, ученик сам определяет степень и своего продвижения в изучении темы, обучается постановке и формулировке целей, выбору форм деятельности для достижения целей, самоконтролю, рефлексии, самооцениванию.
2). Знакомство с Законом об образовании в РФ для определения места курса «Химия» в учебном плане, Правилами безопасного поведения школьника на уроках химии, Правилами безопасного использования интернета.
3). Подготовка учащимися учебных презентаций, проведение мини-игр и викторин по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете и с химическими реактивами.
В рамках внеклассной работы:
Участие обучающихся в проектировании, реализации и анализе качества внеурочной деятельности по предмету.
ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Организация бесед-дискуссий, обсуждений, написание эссе по темам, требующим высказывание собственной позиции: «Хлор-первый боевой отравляющий газ. Химическое оружие»; «История известных алмазов «Куинур», «Большая роза», «Хоуп», «Шах», «Моральные аспекты алкоголизма»; «Проблема истребления животных ради получения ценных веществ»; «Саяно-Шушенская ГЭС: боль и надежда России» и др.
2). Сообщения о судьбе известных учёных в 30-е годы в СССР – Ипатьев, Ландау, Чичибабин, Каблуков.
3). Обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий», дискуссия о судьбе его главного героя.
В рамках внеклассной работы:
Интегрированные декады биологии, химии, литературы, истории: «Кровь объединяет» (химия и биохимия крови, кровь и здоровье, обращение верующих и поэтов к крови; личностные качества ученых, изучающих кровь; донорство; родословные и др.)
ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Организация групповой работы на уроке, в том числе совместное составление числовых или цифровых диктантов, решение учебных заданий каждым для получения общего успеха – приём работы на единую цель.
2) Организация учебных дискуссий или диспутов.
3) Ролевые игры, например: «Слушается дело об этиловом спирте».
В рамках внеклассной работы:
Подготовка учащимися групповых проектов.
ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Сообщения учащихся или учителя по темам, связанным с физиологическим воздействием изучаемых веществ на организм человека и правилами безопасного обращения с ними – кислоты, щёлочи, кислород, озон, углекислый, угарный, сернистый газы, аммиак, соли тяжёлых металлов, органических веществ и пр.
2). Создание комфортной здоровьесберегающей среды на уроке: демонстрирование принятия ученика таким, какой он есть, создание ситуации успеха через уровневую дифференциацию учебного материала как по знаниям, так и по уровню учебных возможностей учащихся, предупреждение перегрузки школьников на уроке через сменяемость видов деятельности, оптимального соотношения темпа и плотности урока, дозирование домашнего задания.
В рамках внеклассной работы:
Внеклассные мероприятия-игры, посвящённые борьбе с вредными привычками, например, «Вредным привычкам – нет!».
Проектные работы: «Химия на моей кухне», «Вода и здоровье», «Вкусное – не всегда полезное», «Пищевые добавки: это нужно знать» и др.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Практические работы по исследованию почвы, воздуха и воды той социальной и природной среды, в которой живут учащиеся.
2). Проектные работы: «Кислотные дожди: угроза человечеству?», «Город моей мечты», «Не руби сук, на котором сидишь», «Разумная охрана природы – это и охрана человечества»?
В рамках внеклассной работы:
Информационно-исследовательские проекты «Влияние солевых реагентов на окружающую среду»; «Загазованность воздуха в крупных городах – причины, последствия и способы предотвращения», «Проблемы мусорных отходов в больших городах», «Проблемы очистки сточных вод».
СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Подготовьте рассказ с презентацией на одну из тем: «Фарфор. Изделия из фарфора», «Искусство Гжели», «Разновидности кварца. Поделочные и полудрагоценные камни» (тема «Кремний и его соединения». 9 кл. ); подготовьте сообщение об основных средствах и методах профилактики сахарного диабета (тема «Углеводы». 10 кл.). Познакомить с основными идеями своего сообщения членов своей семьи и т.д.
2). Сообщения об истории известных семей учёных: Пьера и Марии Кюри, Д.И. Менделеева
3). Домашнее задание для учащихся 10 кл.: Представьте себя врачами-диетологами и составьте примерный суточный пищевой рацион для членов вашей семьи, с учетом возраста, рекомендаций врачей и физических нагрузок. Для этого используйте таблицу: «Состав пищевых продуктов и их калорийность».
В рамках внеклассной работы:
Информационно-исследовательские проекты: «Анализ химического состава полуфабрикатов и других продуктов», «Чистящие средства на моей кухне и их химический состав» и т.д.
КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Напишите и оформите для стенда заметку на тему «Художественный образ вещества или химического процесса»
2). Конкурсы синквейнов «Химия в моем мире» и др. Критерии оценивания: соответствие жанру, содержание, оформление.
В рамках внеклассной работы:
Подготовка литературных проектов – стихи и сказки о веществах, художественные проекты, посвящённые химическим элементам или веществам.
Сделайте постеры для кабинета химии «Вода: как много в этом слове…», «Внимание – мороженое!», «Антиреклама сладких газированных напитков и фаст-фуда»
Элективные курсы или внеклассные мероприятия «Химия красоты», «Химия в парикмахерской», «Химия в искусстве и архитектуре»
РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Прочтите высказывания Д.И. Менделеева и подготовьте сообщение о нем как о человеке и гражданине (тема «Периодический закон» 9 кл.):
«Первая моя служба Родине – наука, вторая – просвещение, третья – промышленность»
«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств»
«Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»
2). Написать эссе по теме, подготовить выступление с опорой на мультимедиа-представление, подготовить виртуальную экскурсию по местам жизни и деятельности учёных и т.д. (http://www.chem.msu/ru/rus/history)
3). Заключительные уроки 10 кл. Подготовьте и проведите виртуальную экскурсию по музею Казанской химической школы (www.ksu.ru).
В рамках внеклассной работы:
информационные проекты: работа учёных-химиков в годы Великой Отечественной Войны «Всё для фронта, всё для победы» и др.
ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). На каждом учебном занятии: совместная с учениками постановка учебных целей на урок, организация этапа рефлексии для определения качества достижения поставленных целей и определения трудностей и причин, если цель не достигнута.
2). Организация дифференцированного домашнего задания – ученик сам выбирает один из вариантов домашнего задания в зависимости от того, насколько хорошо он усвоил учебный материал на уроке.
3). Подготовить сообщения с презентациями о профессиях, в которых применяют методы химического анализа: «технолог пищевых биотехнологий», «нефтехимик», «клинический фармаколог», «военный химик», и пр. Описать профессии по алгоритму: содержание деятельности, условия труда, доминирующая профессиональная направленность, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии, требования к здоровью, востребованность профессии, где можно получить начальное профессиональное образование, где можно получить высшее образование, возможность продолжения образования, повышения квалификации, карьерного роста.
В рамках внеклассной работы:
учебные экскурсии, знакомящие учащихся с характерными особенностями труда провизоров и фармацевтов (в аптеке), техников и лаборантов (на водоочистной станции), инженеров, технологов, лаборантов-экологов, химиков-лаборантов (на объектах по производству пластмасс, волокон, продуктов питания и др.)
встречи со специалистами: учеными, аналитиками, геологами, криминалистами, врачами и др.

ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Решение практико-ориентированных химических задач по темам курса, например:
практическое занятие по определению кислотности среды раствора с использованием образцов различных моющих средств и косметологических жидкостей (тоник, пенка для умывания) с последующей оценкой воздействия на кожу.
2). Урок-дискуссия, например: «Жесткая вода – полезная или нет», «Высокобелковая диета: логика и мифы?».
3). На каждом уроке, связанном с изучением новых веществ, учащиеся могут выступать с небольшими сообщениями, подготовленными заранее, о применении или нахождении в природе изучаемых веществ.
4) Мини-проекты для домашних работ: «Почему вода имеет стратегическое значение?», «Озон: друг или враг?», «Вещества и минералы в повседневной жизни»
В рамках внеклассной работы:
- Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня функциональной грамотности по предмету, например: «Химия внутри и вокруг человека».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). На любом уроке - защита собственной позиции в дискуссии с оппонентом.
2). Подготовить сообщения
«Пагуошское движение - лауреат Нобелевской премии мира».
Сообщения о коллективном и интернациональном характере науки в истории подтверждения прогнозов Д.И. Менделеева (Периодический закон утвердился благодаря работам ученых Франции, Германии, Швеции, Англии и др.)
В рамках внеклассной работы:
- Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня толерантности и взаимопонимания, например: «Наука без границ»

ЗАКОН, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). На любом уроке - элементы модульного обучения: задаётся определённый объём информации в виде учебного задания, ученик сам определяет степень и своего продвижения в изучении темы, обучается постановке и формулировке целей, выбору форм деятельности для достижения целей, самоконтролю, рефлексии, самооцениванию.
2). Знакомство с Законом об образовании в РФ для определения места курса «Химия» в учебном плане, Правилами безопасного поведения школьника на уроках химии, Правилами безопасного использования интернета.
3). Подготовка учащимися учебных презентаций, проведение мини-игр и викторин по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете и с химическими реактивами.
В рамках внеклассной работы:
Участие обучающихся в проектировании, реализации и анализе качества внеурочной деятельности по предмету.

ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Организация бесед-дискуссий, обсуждений, написание эссе по темам, требующим высказывания собственной позиции: «Хлор-первый боевой отравляющий газ. Химическое оружие»; «История известных алмазов «Куинур», «Большая роза», «Хоуп», «Шах», «Моральные аспекты алкоголизма»; «Проблема истребления животных ради получения ценных веществ»; «Саяно-Шушенская ГЭС: боль и надежда России» и др.
2). Сообщения о судьбе известных учёных в 30-е годы в СССР – Ипатьев, Ландау, Чичибабин, Каблуков.
3). Обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий», дискуссия о судьбе его главного героя.
В рамках внеклассной работы:
Интегрированные декады биологии, химии, литературы, истории: «Кровь объединяет» (химия и биохимия крови, кровь и здоровье, обращение верующих и поэтов к крови; личностные качества ученых, изучающих кровь; донорство; родословные и др.)
ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Организация групповой работы на уроке, в том числе совместное составление числовых или цифровых диктантов, решение учебных заданий каждым для получения общего успеха – приём работы на единую цель.
2) Организация учебных дискуссий или диспутов.
3) Ролевые игры, например: «Слушается дело об этиловом спирте».
В рамках внеклассной работы:
- Подготовка учащимися групповых проектов.

ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Сообщения учащихся или учителя по темам, связанным с физиологическим воздействием изучаемых веществ на организм человека и правилами безопасного обращения с ними – кислоты, щёлочи, кислород, озон, углекислый, угарный, сернистый газы, аммиак, соли тяжёлых металлов, органических веществ и пр.
2). Создание комфортной здоровьесберегающей среды на уроке: демонстрирование принятия ученика таким, какой он есть, создание ситуации успеха через уровневую дифференциацию учебного материала как по знаниям, так и по уровню учебных возможностей учащихся, предупреждение перегрузки школьников на уроке через сменяемость видов деятельности, оптимального соотношения темпа и плотности урока, дозирование домашнего задания.
В рамках внеклассной работы:
- Внеклассные мероприятия-игры, посвящённые борьбе с вредными привычками, например, «Вредным привычкам – нет!».
- Проектные работы: «Химия на моей кухне», «Вода и здоровье», «Вкусное – не всегда полезное», «Пищевые добавки: это нужно знать» и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Практические работы по исследованию почвы, воздуха и воды той социальной и природной среды, в которой живут учащиеся.
2). Проектные работы: «Кислотные дожди: угроза человечеству?», «Город моей мечты», «Не руби сук, на котором сидишь», «Разумная охрана природы – это и охрана человечества»?
В рамках внеклассной работы:
- Информационно-исследовательские проекты: «Влияние солевых реагентов на окружающую среду», «Загазованность воздуха в крупных городах – причины, последствия и способы предотвращения», «Проблемы мусорных отходов в больших городах», «Проблемы очистки сточных вод».

СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Подготовить рассказ с презентацией на одну из тем: «Фарфор. Изделия из фарфора», «Искусство Гжели», «Разновидности кварца. Поделочные и полудрагоценные камни» (тема «Кремний и его соединения». 9 кл.); подготовить сообщение об основных средствах и методах профилактики сахарного диабета (тема «Углеводы». 10 кл.). Познакомить с основными идеями своего сообщения членов своей семьи и т.д.
2). Сообщения об истории известных семей учёных: Пьера и Марии Кюри, Д.И. Менделеева
3). Домашнее задание для учащихся 10 кл.: Представьте себя врачами-диетологами и составьте примерный суточный пищевой рацион для членов вашей семьи, с учетом возраста, рекомендаций врачей и физических нагрузок. Для этого используйте таблицу: «Состав пищевых продуктов и их калорийность».
В рамках внеклассной работы:
- Информационно-исследовательские проекты: «Анализ химического состава полуфабрикатов и других продуктов», «Чистящие средства на моей кухне и их химический состав» и т.д.

КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА
В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:
1). Написать и оформить для стенда заметку на тему «Художественный образ вещества или химического процесса»
2). Конкурсы синквейнов «Химия в моем мире» и др. Критерии оценивания: соответствие жанру, содержание, оформление.
В рамках внеклассной работы:
Подготовка литературных проектов – стихи и сказки о веществах, художественные проекты, посвящённые химическим элементам или веществам.
Сделайте постеры для кабинета химии «Вода: как много в этом слове…», «Внимание – мороженое!», «Антиреклама сладких газированных напитков и фаст-фуда»
Элективные курсы или внеклассные мероприятия «Химия красоты», «Химия в парикмахерской», «Химия в искусстве и архитектуре»