Доклад Личностное развитие обучающихся через иноязычное образование


Доклад
«Личностное развитие учащихся через иноязычное образование»
“It doesn’t matter what method you use… you must focus on
the bond between teacher and student.” (Michael Wesch)
Не важно, какие методы Вы используете…
Вы должны сфокусироваться… на отношениях между педагогом и студентом.
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, без знания иностранного языка. Иностранный язык, а вернее, хорошее его знание, необходимо для любого образованного человека, в эпоху интенсивного развития международного бизнеса, успешного стирания границ между государствами и континентами; в эпоху возросших возможностей людей в вопросе путешествий и международного туризма. Большая часть школьников, практически постоянно сталкивается с необходимостью понимания иностранной речи в процессе общения со своими сверстниками; в процессе знакомства с популярной музыкой, современными художественными фильмами; в процессе работы с компьютерной техникой и Интернетом. Усиление роли иностранного языка в жизни нашего общества в целом создает стимулы для более глубокого изучения иностранных языков учащимися общеобразовательных школ. Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью - достижение базового (порогового по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ. Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области развития методики, но без соответствующей перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышения качества обучения. В связи с этим, возникает желание процитировать слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Также, успех в обучении иностранным языкам определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Реалиями нового времени ставится задача практического овладения языком как средством межкультурного общения. Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Высокий уровень иноязычной грамотности приводит к увеличению интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывается доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий иностранным языком, в какой-то мере увеличивает культурный потенциал страны. В связи с этим в настоящее время большое внимание уделяется иноязычному образованию в средней общеобразовательной школе. Изучение иностранного языка к тому же, может сыграть особую роль в формировании личности учащихся. Возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. В процессе изучения иностранного языка происходит овладение иноязычной культурой, т.е. совокупностью духовных ценностей, накопленных в процессе цивилизации народом страны изучаемого языка. Знакомство учащихся с бытом, культурой, искусством и научными достижениями других стран и народов происходит путем изучения языкового материала, который представляет собой особую ценность для обучаемого.
Социальный заказ в области образования выдвигает задачу развития личности учащегося. Поэтому основной целью и результатом иноязычного образования на современном этапе становится личность школьника, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Приоритетным следует признать развитие учащегося, владеющего иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия: его духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.
В данный момент развивающаяся модель образования опирается на приоритеты, нацеленные на сохранность и развитие универсальной уникальной личности, в итоге – ЛИЧНОСТЬ, подготовленная к деятельности.
Впервые термин «иноязычное образование» был введен в научный оборот Е.И. Пассовым, который относит иностранный язык не к «учебному предмету», а к «образовательной дисциплине», обладающей огромным потенциалом, способной внести весомый вклад в развитие человека. Согласно его концепции в иноязычном образовании органично сочетаются четыре аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный и учебный. А само языковое образование в рамках культурной парадигмы является залогом овладения культурой, следовательно, иноязычное образование есть передача иноязычной культуры.
В иноязычном образовании иностранный язык выступает как средство мышления, посредством которого личность строит мир своего сознания; как средство воспитания человека с гуманным мировоззрением, что развивает интеллигентность, образованность, культурность, эмпатию, толерантность, осознание себя гражданином мира; как средство развития личности, через решение речемыслительных, учебных, повседневных, личностных, профессиональных задач иноязычными средствами; и как средство общения, обеспечивающее межкультурное взаимодействие.
Иноязычное образование рассматривается как деятельность познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, эстетическая, а, следовательно, преобразовательная, которая имеет большое значение в формировании новых психологических процессов и свойств личности.
Взаимосвязь языков и культур, необходимость их соизучения не вызывает сомнения, каждый урок иностранного языка по образному выражению С.Г.Тер-Минасовой – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, поскольку каждое слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
Иноязычная коммуникативная компетентность включает в себя речевую, языковую и социокультурную компетентности.
Речевая коммуникативная компетентность предполагает формирование и развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая (лингвистическая) компетентность подразумевает формирование и развитие языковых знаний (фонетических, грамматических, лексических) и навыков оперирования ими.
Следует подчеркнуть, что важнейшей составляющей иноязычной коммуникативной компетентности является речевая компетентность. Это означает, что основным требованием к владению иностранным языком на той или иной стадии обучения является способность обучающегося осуществлять коммуникативный акт, решать коммуникативную задачу. При этом корректность акта коммуникации (уровень сформированности лингвистической компетентности) рассматривается как дополнительный критерий.
Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения; адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества. Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, и личностное развитие учащихся решаются в интегрированном образовательном процессе как двуединая задача. Это достигается за счет использования личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к иноязычному образованию.
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. И еще важная особенность иностранного языка – формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Иностранный язык является деятельностным учебным предметом, деятельность, в которую вовлекаются учащиеся при интерактивном обучении иностранному языку, носит неформальный, мотивированный характер, в равной степени обращенный к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере личности участников образовательного процесса, учитывая их возрастные и психологические особенности. Известны примеры эффективного использования в целях развития в рамках иноязычного образования таких методов, как обучение в сотрудничестве; проектного метода; элементов интенсивного метода обучения иностранным языкам; разноуровневого обучения; языкового портфеля через организацию деятельности с использованием информационных технологий.
Особое внимание уделяется развивающим эффектам использования метода проектов при изучении иностранного языка. Новыми образовательными стандартами общего образования предусматривается обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных ситуаций. При итоговой оценке освоения учащимися образовательных программ основного и среднего общего образования предусматривается защита индивидуального проекта.
В нашей школе учащиеся пятых и шестых классов защищали свои проекты, выполненные в процессе обучения в рамках одного предмета. Были выполнены работы на английском и немецком языках: «Достопримечательности Лондона», «My life», «Самый старый город Германии», «Рождественские традиции в Германии», «Школа мечты», «Традиции и обычаи Великобритании», «Моя семья», «Все о Великобритании», «Праздники», «Вся правда о Биг-Бене», «Вековая традиция 5 o’clock», «Статуя Свободы». Среди учащихся школы прослеживается положительная динамика в показателях развития проектной компетентности как способности к действию: готовность к самостоятельной работе, готовность к самооценке, стремление к совершенствованию своей учебной деятельности.
Современной реалией стала интеграция ИКТ в образовательный процесс. Дистанционное обучение иностранным языкам, меняющее характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, становится основой педагогики информационного общества. В течение трех лет учащиеся нашей школы принимают участие в дистанционном обучении по следующим дистанционным курсам: «Функциональная грамматика обучения чтению и переводу. Английский язык», «Путешествие по англоязычным странам», «Deutsch ist Klasse», «Немецкий язык. Подготовка к ЕГЭ», «В гостях у госпожи грамматики».
Учебная и внеучебная деятельность создали единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. В школе организованы языковые кружки «Друзья немецкого языка», «Веселый английский», «Английский для начинающих», «Кружок немецкого языка», которые эффективно повышают качество обучения, воспитания и развития учащихся.
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения согласно утверждённому федеральному базисному учебному плану — это одно из важнейших достижений личностно ориентированной парадигмы. Однако с их введением возникло множество проблем. Одна из них — проблема, связанная с недооценкой возможностей филологического профиля, который может служить основой для самого широкого спектра специальностей. Сегодня большим спросом пользуются специальности, где иностранный язык выступает в своей прикладной функции как составная часть другой предметной области: учитель иностранного языка, специалист в области таможенного дела, международных отношений, информационным технологиям, специалист туристического бизнеса, журналист-международник, гид-экскурсовод, редактор СМИ, переводчик, лингвист-исследователь.
Многие школьники хотели бы использовать свои иноязычные знания и умения именно в своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому, опираясь на личностно ориентированный подход и исходя из задачи организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение в соответствии с потребностями школьников, разрабатываются элективные курсы и предметы. В нашей школе на протяжении многих лет в рамках предпрофильной подготовки большой популярностью пользуются элективные курсы по английскому и немецкому языкам: «Литературный калейдоскоп», «Коротко об Америке», «Рождество», «Деловой английский», «Страницы истории Англии».
Модернизация российского образования, и иноязычного образования в частности, предполагает появление нового поколения учителей, высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих одним или несколькими иностранными языками, творческих педагогов-исследователей, восприимчивых ко всему новому, готовых к инновационной деятельности.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсценировки, научные общества по интересам. Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку велик. В нашей школе ежегодно проходят недели иностранного языка, которые сопровождаются творческими конкурсами, акциями, литературными вечерами.
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная задача курса иностранного языка в школе. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей общаться, научить создавать новые ценности, пользуясь иностранным языком как средством общения, а не просто понимать иностранную речь — это трудная задача. Ведь общение — это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и жестов, наличия глубоких фоновых знаний…
Учителю иностранного языка должна быть присуща особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении иностранному языку - умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками.
Учитель иностранного языка должен быть компетентным. Именно такой педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Становление личности и субъектности человека может быть оптимально осуществлено, во-первых, за счет совокупной реализации целого комплекса подходов. Системно - деятельностный и интерактивный подходы рассматриваются как системообразующие относительно личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и компетентностного, которые по отдельности отражают разные стороны становления личности, а в совокупности позволяют учесть весь комплекс условий, необходимых для достижения главной цели.
Во-вторых, становление целостной личности может полноценно протекать лишь при условии неразрывности и взаимообусловленности процессов воспитания, обучения и развития, когда при усвоении знаний, овладении способами и средствами деятельности одновременно имеет место становление личностных отношений и смыслов, формируется способность принять позицию компетентного и нравственного субъекта осознанной деятельности, раскрывается личностный потенциал учащегося.
В силу вышесказанного в иноязычном образовании представляется обоснованным ставить и решать множественные цели. Включаясь в содержательное общение, в размышления, познание и взаимодействие с культурными объектами через использование иностранного языка, каждый формирует собственные идеи, представления; овладевает новыми способами и стратегиями действий в различных видах деятельности, решая реальные проблемы; определяется в собственной позиции, отношениях, ценностях, составляющих направленность личности; расширяет набор используемых в деятельности средств. А достижение результатов иноязычного образования, приведет к тому, что «Иностранный язык» станет ресурсом самопостроения личности.
Литература
Гейхман Л.К., Синергетическая педагогика: моногр./ Л.К.Гейхман, Л.В.Кушнина, А.В.Кушнин. – Пермь: Изд-во Перм.гос.тех.ун-та, 2011. – 176 с.
Гейхман Л.К., Клейман Э.И., Кушнина Л.В.. Теплоухова Л.А., Воспитательный и развивающий потенциал современного иноязычного образования, Вестник ЮУрГУ, №24,2011.