Инновационный проект, Демократическая система обучения по способностям


Инновационный проект
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПОСОБНОСТЯМПостроение новой образовательной
практики
в условиях разновозрастной группы учащихся
на основе коллективного способа обучения

Павлодар
Обоснование выбора направлений исследования, актуальность
Современной мировой научной мыслью и культурой все более отчетливо осознается проявление определенного кризиса в существующих системах образования. Нельзя сказать, что такой кризис есть самостоятельное явление. Он отражает всеобщий, планетарный кризис, который включает в себя и политическую, и экономическую, и демографическую критическую ситуацию.
Человечеством смутно осознается, что в основе всего лежат какие-то очень серьезные, глубинные механизмы. Разного рода попытки определить эти механизмы и устранить кризис не могут не интересовать прогрессивную часть населения планеты.
Новая система казахстанского образования складывается из тех культурных прогнозов и научных исследований, которые осуществляются современной международной теорией и практикой.
Концепция Коллективного Способа Обучения - это одна из тех попыток осмысления существующей ситуации в традиционном массовом образовании, выявления сложившихся противоречий и попытка определения вектора направления движения в разрешении критической ситуации. Она разработана на основе новых идей и технологий, и предназначена для опережающего формирования и выращивания в этой среде в реальном режиме времени компетентностной личности учащихся и педагогических кадров в условиях самообучения, саморазвития, самовоспитания, самоорганизации, самореализации. Для технологии КСО необходима соорганизация коллектива педагогических работников, работающих в одной школе, для достижения позитивных результатов в образовании учащихся и становления педагога новой формации (проектировщика, технолога, тьютора, абилитатора и др.)
Концепция КСО носит уникальный характер.
Сохраняя все лучшие традиции классического образования, достижения последних десятилетий ученых: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, и др., в области философии и методологии - это Платон, Аrisтотель, Демокрит, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий, Ю.В.Громыко и др., педагоги - Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, В.А.Дистервег, Дж.Дьюи, К.Д.Ушинский, А.Г. Ривин, А.С.Макаренко и др., ученые – исследователи
В. К. Дьяченко и М.А. Мкртчян разработали новые подходы к построению новой образовательной практики.
Содержание образования и личность
С нашей точки зрения педагогика должна быть мыследеятельностной и деятельностной, духовно-нравственной. Детей надо учить самостоятельно мыслить и действовать: анализировать ситуации, ставить цели, вскрывать основания, стоящие за мнениями и знаниями, выделять культурно-исторические и социальные проблемы и самоопределяться относительно них. Все это содержание образования не является только "знаниями", "умениями" и "навыками", оно требует личностного развития ребенка, формирования особых духовных, интеллектуальных и деятельностных способностей, которые простроены в пяти компонентах образования, разработанных усилиями всех участников «строительства будущего»:
НТК- навыки коллективного труда
ОНП – общепризнанные нормы поведения
ОУК - общие умения коммуникации
ЗУН – знания, умения, навыки
УСД – универсальные способы мыследеятельности125730012255500
Содержанием образования стали средства интеллектуального саморазвития, самовоспитания, самообучения, самоорганизации и т. д. человека, его работа с собственным опытом и с опытом деятельности других людей. С помощью этого у детей формируются особые способности, культурные способы мышления и деятельности, техники понимания и рефлексии. Другими словами в ребенке формируются те базовые способности, которые являются суть человеческими: способность мыслить, способность понимать, способность действовать, способность взаимодействовать, переживать... Формирование этих способностей в качестве основного механизма усвоения требует рефлексии и рефлексивного мышления. Другим очень важным
компонентом организации образовательного процесса является ориентация обучения на выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ребенка, комплексное формирование его способностей и его здоровья. Формы социальной работы предполагают ввод проектного компонента в образовательный процесс. Под образовательным проектом понимается организация совместного дела взрослых и детей, в которое дети включаются не просто как исполнители, а, прежде всего как "замысливатели", проектировщики, разработчики, исполнители и ответчики за реализацию индивидуальной образовательной программы. Среди этих запросов родителей учащихся, в большинстве своем, стоят запросы на качественное развитие способностей у детей, на необходимость формирования конкурентоспособной личности, владеющей способностью адаптироваться в быстроменяющемся обществе, со сформированными компетентностями.
Анализ деятельности группы РВГ сш №34 г. Павлодара, мониторинговые исследования успешности учащихся и педагогических работников подтверждает жизнеспособность и эффективность технологий КСО (см. приложение).
На сегодняшний день школа, как разработчик инновационной образовательной практики, в которой:
Удовлетворяется потребность в высшем уровне в качестве образования,
Осуществляется профильная направленность (физико-математического, философского, исторического образования и т.д.);
Адаптируются педагогические технологии КСО;
Реализовывается образование, открытое к культурным и социальным процессам
Осуществляется самоопределение детей;
реализует принципиальные позиции новой модели образования.

Технологии КСО системно преобразуют весь учебно – воспитательный процесс. В процессы проектирования, реализации деятельности по изменению практики образования включается весь коллектив педагогических работников и учащихся. В традиционном же обучении даже внутри общеобразовательной школы начальное звено, средние и старшие ступени связаны крайне слабо. Отсюда целый ряд хронических кризисных явлений:
низкое качество учебных программ, разрабатываемых в школах, способов и методов образования,
перегрузки учащихся большим объемом книжных знаний,
слабая связь обучения с жизнью,
прогрессирующее падение интереса учащихся к учению
отрыв педагогической науки от школьной практики, от педагогического образования и, как следствие, медленное внедрение в сфере образования инновационных процессов и несомненных достижений.
Методологическими основаниями построения образовательной практики является концепция разновозрастной разноуровневой группы (РВГ), теоретические основы коллективного способа обучения (КСО), технология коллективных занятий.
Теоретическая модель РВГ имеет сложное строение, в котором можно выделить и описать подсистемы:
Плоскость деятельности кооперации учителей.
совместная педагогическая деятельность, направленная на индивидуальное развитие каждого учащегося с простраиванием индивидуальных траекторий изучения содержания учебного материала;
овладение различными функциональными позициями: координатора, дежурного учителя, ассистента учителя и т. д.;
педагогическая деятельность, направленная на организацию и управление деятельностью учащихся по овладению содержанием образования, универсальных способов мыследеятельности, понимания, коммуникации, рефлексии;
педагогическая деятельность, направленная на организацию и управление самоуправлением учащихся.

Плоскость деятельности учащихся.
совместная и самостоятельная деятельность учащихся с учебным материалом по выращиванию способов и средств для понимания, формирования способов мышления, деятельности, коммуникации;
формирование способов самоорганизации и самоуправления своей деятельностью;
формирование способов взаимоотношений, взаимодействий с людьми, с окружающей средой;
установление норм поведения, формирование адекватных реакций для выращивания собственных ценностей;
-257175258635500
27419307048500
Плоскость содержания образования, обучения, воспитания.
содержание учебного материала, структура знаний;
содержание процессов мышления, понимания, рефлексии, деятельности;
содержание отношений, общения, норм поведения, сотрудничества;
содержание способов и умений коммуникации;


Плоскость организации и управления самоуправлением.
содержание организации и управления самоуправлением;
содержание организации и управления постоянными отрядами;
содержание организации и управления советом командиров;
содержание организации и управления рефлексивной деятельностью

Плоскость организации и управления учебным процессом.
структурирование учебного материала;
владение общими методиками;
составление индивидуальных маршрутов движения;
организация и управление сводными группами;
организация и управления процессами контроля и учёта.

Пространство коммуникации.
самое сложноорганизованное устройство имеет тенденцию ускользать от технологизации, зависит от многих объективных и субъективных отношений;
содержание умений коммуникации;
содержание организации и управления способами коммуникации в парах сменного состава;
содержание организации и управления способами коммуникации в малых группах;
содержание организации и управления способами коммуникации в дискуссии.


В деятельности коллектива школы по созданию мыследеятельностной педагогики можно выделить следующие достаточно определившиеся направления:
Создание пространства комплексного взаимодействия разработчиков, управленцев, методистов и педагогов и методологическая соорганизация этих позиций в рамках программы экспериментирования с образовательной деятельностью.
Создание особой педагогической деятельности учителя, оснащенной средствами работы с мыследеятельностными процессами в образовательной ситуации: организации коммуникации, объективирования знаний, проблематизации, самоопределения, рефлексии
Выделение особой, экспериментально-разработческой деятельности, а именно:
"выращивания" учебной деятельности (в подходе "развивающего обучения") до системы образовательной деятельности, основанной на мыследеятельностных средствах;
обновление содержания образования за счет мыследеятельностной и деятельностной реконструкции традиционных учебных предметов;
разработка и инновация метапредметов;
разработка образовательных проектных форм и детско-взрослых рефлексивно-коммуникативных сред;
предметная коррекция средствами мыследеятельности.

Основные технологические подходы:
Индивидуализация обучения,
Социализация детей,
Непрерывное методолого - методическое сопровождение педагогической работы.
219075352552000 Индивидуализация обучения задается за счет особых средств учета в образовательном процессе возраста детей как сложной многопараметрической характеристики не только календарного времени жизни, но и физического роста, социальной зрелости, культурной оспособленности ребенка. В соответствии с этими характеристиками организуется коллективно-распределительная, групповая и индивидуальная работа детей под руководством учителя и самостоятельно, позволяющая обеспечивать обучение каждый раз в зоне ближайшего развития ребенка. При данной технологии обучения отпадает необходимость в традиционной классно-урочной системе, где классы формируются только по паспортно - календарному возрасту. Механизмом индивидуализированного обучения является комплексная соорганизация работы следующий позиций: логико-методологической, психологической, педагогической, медико-антропологической. В целом данная полипозиционная система нацелена на решение задачи диагностики и мониторинга индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
30480002667000
110617024638000
Социализация детей обеспечивается за счет размыкания школы и создания среды интенсивного и культурно-обогащенного содержательного общения учащихся со сверстниками и взрослыми. Эта среда создается множеством взаимодействий на учебных занятиях, а также дополнительных учебных курсов, занятий, клубов, детско-взрослых проектов и семинаров. Принципиально важным являются также контакты учащихся со своими сверстниками из других школ, городов и области и из-за рубежа средствами, прежде всего, электронной связи. Ядром технологии социализации при непосредственных контактах является технология социальной коммуникации ОДИ, обеспечивающая способность детей действовать в разнообразных ситуациях, быть свободными в общении и взаимодействии с другими людьми. Непрерывное методолого - методическое сопровождение педагогической работы, позволяющее учителям наращивать и совершенствовать собственное педагогической мастерство. Школы организуют на своей базе постоянно действующую педагогическую мастерскую в форме методического мыследеятельностного семинара и экспериментальных занятий, открытую для педагогической общественности.



Цель проекта: создание модели нового образовательного пространства (на основе принципов КСО) педагогов и учащихся для проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся и педагогических работников
Задачи проекта:
Построение модели разновозрастной разноуровневой школы в формате КСО;
Апробация модели образовательного пространства в условиях традиционной школы,
Реализация проекта организации образовательного пространства в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся;
Создание базы обучающих и контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки компетентностно-ориентированных результатов.
Прогнозируемый результат
Создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ.
Формирование ключевых компетентностей у учащихся и профессиональных компетентностей у педагогических кадров.
Достижение более высокого уровня усвоения государственных стандартов учащимися.
Получение модели для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
Достаточный набор методико-дидактического пакета, обеспечивающих реализацию потребностей участников педагогического процесса.
Осуществление процесса педагогического проектирования возможно при условиях обеспечения:
Самоопределения участника процесса проектирования в ценностно-смысловой сфере, выражающегося в поиске и нахождении личностного смысла в деятельности, в развитии готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства, смысла;
Разноплановой деятельности участников проектировочного процесса, заключающегося в реализации и освоении проектирования на разных уровнях – методологическом, теоретическом, практическом, что обеспечит целостность процесса педагогического проектирования;
Естественности протекания процесса проектирования ИОП, основанного на принятии исходного состояния участников процесса и обеспечении его позитивной динамики.


Авторы технологии:
Ривин Александр Григорьевич – автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава
Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО)
Мкртчян Манук Ашотович- кандидат физико-математических наук, научный руководитель проекта, автор идеи индивидуальных маршрутов освоения учебных программ.
Научно-методическое сопровождение проекта
Сеременко Надежда Порфирьевна-член корреспондент Академии наук РФ, заведующая кабинетом стратегического развития и 12-летнего образования ИПК ПК