Режимные моменты в ГПД

Режимные моменты ГПД
В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей  в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки. Организация выполнения учащимися домашних заданий – одна из самых ответственных и сложных частей многосторонней работы воспитателя.
Домашние задания имеют важное значение в системе учебно-воспитательной работы с детьми: обеспечивают прочность знаний, вырабатывают у учащихся самостоятельность, развивают упорство и настойчивость. В процессе их выполнения на первый план выдвигается задача закрепления и применения знаний на практике и развития навыков самостоятельной работы.
В часы приготовления домашних заданий необходимо создать в группе такие условия, при которых ученики, не отвлекаясь, быстро и самостоятельно справились бы с заданием.
В первые дни сентября, когда школьники включаются в режим учебной работы, провожу с ними краткую беседу, в которой даю советы, как работать над книгой или пособием. Впоследствии приучаю детей к правильной организации учебной работы. Этому могут способствовать инструкции-памятки по выполнению домашних заданий, разработанные совместно с учителями-предметниками.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Чтобы в них не было разнобоя, бываю на уроках учителей , наблюдаю за работой учеников в условиях классных занятий, знакомлюсь с системой работы учителя.
Учителя, посещая группу, с режимом школьника во внеурочное время, с организацией работы по выполнению домашних заданий. Это позволяет им проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, трудности, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. Совместная работа учителя и воспитателя дает возможность в самом начале учебного года разработать требования к учащимся, развивать у них навыки самостоятельной работы, учить их рациональным методам выполнения домашних заданий.
Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в  ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка. Во время самоподготовки поддерживаю необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Стараюсь побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулирую его волевые  усилия, развиваю мыслительные способности. Провожу развивающие занятия  перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных  гимнастик, требует четкости и динамичностиих проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких  занятий – 10–15 минут. Я не требует от учащихся строгого  соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляю  самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети  легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних  заданий. У воспитателей, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока другие выполнят задания. Они не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно.Чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали? Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами. Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.
Самоподготовка – не урок. Дети, придя в группу, должны знать, какое задание и как им следует выполнить по каждому предмету.
Выбор порядка выполнения домашних заданий можно предоставить на усмотрение детей, рекомендуя при этом начинать выполнение домашних заданий с более трудного предмета, например с математики. Иногда работу начинают с задания по русскому языку. Но в любом случае слежу за тем, чтобы дети начали подготовку по математике или русскому языку с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к выполнению письменных заданий.
Большое значение для успешного проведения самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определенных умений и навыков. Внимательно наблюдаю за каждым учеником, поощряет старательность, указываю на недостатки, показываю правильные приемы работы. Одного учу правильно сидеть за партой, другого – правильно держать ручку, третьего приучаю бережно обращаться с книгами и тетрадями.
Во 2-3-х классах во время выполнения домашних заданий только в необходимых случаях оказываю помощь учащимся. Одним из видов контроля за выполнением работы может служить взаимопроверка учащимися упражнений, решенной задачи и т.д.
Под особым наблюдением должны быть дети, которым свойственны рассеянность, неумение сосредоточить свое внимание на выполнении задания. С такими ребятами работаю индивидуально. На самоподготовке чаще проверяюих работу, подбадриваю их и помогаю им.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы учеников во время самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Подчинение им должно стать привычкой как для воспитанников, так и для воспитателей.
Требования, регламентирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные.
К организационно-дисциплинарным требованиям относятся:

Точное соблюдение начала и конца самоподготовки.
Сознательное подчинение указаниям воспитателя.
Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
Обеспечение порядка на рабочем месте.
Экономное и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку.
Неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
а) опаздывать на самоподготовку;
б) тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;
в) нарушать тишину;
г) отвлекать товарищей от работы,
д) обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;
е) заниматься посторонними делами;
ж) использовать методы работы, вызывающие шум;
з) вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс беседовать с воспитателем в полный голос,
к) громко давать консультацию;
л) применять нечестные методы работы;
м) недобросовестно выполнять задание;
н) считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Доведение до сознания школьников правил запрета обеспечит должным образом дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.
Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.
Ученику разрешается:
а) по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
б) пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;
в) с позволения преподавателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;
г) выйти на время из класса;
д) самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
е) при необходимости обращаться шепотом за консультацией;
ж) оказывать помощь товарищам;
з) делать паузы для кратковременного отдыха;
и) обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
к) проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
л) отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
м) конспектировать первоисточники, писать домашние сочинения;
н) после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия;
о) заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.
Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
Чистота оконных стекол.
Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
Использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей
Поддержание нормального температурного режима.
Регулярное проветривание классных комнат.
Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
Поддержание чистоты и порядка в классе.
Соблюдение школьниками личной гигиены
Сохранение у детей правильной позы во время работы.
Проведение «физкультминуток».
Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
Устранение шумовых раздражителей
Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Повседневное выполнение этих требований послужит основой прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.
Дидактические требования к самоподготовке:
Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и тоже время, имеют определенную продолжительность.
Задания ученики выполняют самостоятельно.
Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка,
проверка воспитателем).
Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Немаловажное значение имеет соблюдение воспитательных требований, к которым относятся:
Отказ от применения каких-либо мер наказания.
Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
Недоступность во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием.
Осуждение бездеятельности и упрямства детей.
Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Руководство внеклассной учебной деятельностью позволяет продолжить квалифицированное воздействие педагогов не только на уроке, но и во внеурочное время, взяв за основу научную организацию труда при выполнении учащимися заданий учителя.

 
·