Преподаватель – музыкант, учащиеся и его родители – партнеры единомышленники

Л.А.Сальникова
г. Ульяновск, МБУ ДО детская школа искусств №8
Преподаватель высшей категории
432072 г. Ульяновск проспект Врача Сурова 13
Тел: 25-74-68 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] факс 25-71-96
Преподаватель – музыкант, учащиеся и его родители – партнеры единомышленники.
Эстетической воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей, или как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появляются ложные ценности, разрушающие внутренний мир детей и родителей, заложенную природой гармонию.
Задача включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия музыкой, живописью, хореографией. Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно, если занятия проводит любящей свое дело преподаватель. Однако старания преподавателя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам чувствует музыку, глубоко воспринимает ее. Результаты различных социально - психологических исследований ярко свидетельствуют о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей, а педагогическом взаимодействии преподавателя с семьей школьника. Основные направления преподавателей школы искусств по совместному взаимодействию с семьей ученика могут заключаться в следующих направлениях:
Информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания
Привлечение родителей к тесному сотрудничеству:
родители и преподаватель – музыкант – партнеры и единомышленники. Отсюда вытекает связь:
педагог – родители – дети
Создание в семье ученика благоприятного музыкального климата
Приобщение родителей к музыкальному искусству
Понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику вдохновения.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М.И. Глинка, А.Г Рубинштейн и Н.Г Рубинштейн, А.С. Даргомыжский, П.И Чайковской, Н.А. Римский – Корсаков, С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившие на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
В России музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, владеть каким - либо музыкальным инструментом стало почти обязательным. Известный в то время композитор М.И. Бернарди в 1844 отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепиано. Но и на данный момент любой иностранец говорит, что в России все играют на балалайках, гармошках и фортепиано.
Домашнее музицирование параллельно со школьными занятиями приобщали к музыке молодых людей. Воспитывали у них любовь к искусству.
Писатели - теоретики Д.И. Писарев, Ф. Шемунов, П. Юдин и другие сделали ряд выводов, полезных и для современной практики домашнего музыкального воспитания.
Домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделить воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений
Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей
В домашнем музыкальном воспитании, как и в воспитании вообще очень важен учет возрастных особенностей детей.
В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связанно с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому. Взаимодействие преподавателя с родителями учащегося помогать формировать и развивать у ребенка интерес к подлинно художественной музыке.
Хочется привести несколько примеров из практики. Одна родительница, приведя свою дочь в музыкальную школу на фортепианное отделение, решила приобрести для нее игрушечное фортепиано вместо настоящего, утверждая, что и такое сойдет. Пришлось очень много беседовать с мамой, меняя ее отношение к занятиям дочери. Были привлечены бабушка с дедушкой, и только после многочисленных бесед о необходимости настоящего инструмента и необыкновенных способностях ребенка был достигнут результат. Инструмента было куплено два, один находился у родителей, другой у бабушки. Ученица смогла заниматься и дома, и находясь в гостях у бабушки. Девочка добилась высоких результатов, занимая призовые места на престижных конкурсах. И теперь родители желают, чтобы их дочь училась в музыкальном училище.
Всегда надо помнить, что хорошие и доброжелательные отношения, талант ученика и преподавателя помогают добиться хороших результатов.
Список литературы:
Латышев, О.Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей. Калуга, 2002.- 158 с.
Матвеева, Л. Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка / Л. Матвеева // Искусство и образование – 2002. N 4.
15