Рабочая программа по учебному предмету «Геограия», 5-9 классы с русским языком обучения (Базовый уровень) на 2016-2020 учебные годы


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной республики
«Ровеньковская гимназия №1»
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЛНР
«Ровеньковская гимназия №1»
___________Л.А.Добрая
Приказ №
от «01» сентября 2016 года
Рабочая программа
по учебному предмету «Геограия», 5-9 классы
с русским языком обучения
(Базовый уровень)
на 2016-2020 учебные годы
Составитель рабочей программы:
Лазутина Елена Алексеевна
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География»
5–9 КЛАССЫ
I. Пояснительная записка.
1.Нормативные ссылки:
Перечень нормативных документов
Закон от 18.05.2014 г. № 1-I «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями).Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике».
Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».
Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г. № 258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Державнісанітарні правила і нормивлаштування, утриманнязагальноосвітніхнавчальнихзакладів та організаціїнавчально-виховногопроцесу. ДСАНПІН 5.5.2.008-01http://www.dsesu.gov.ua/Цели и задачи обучения
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина-
мично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и куль-
турам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценкиважнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической игеоэкономической ситуации в республике, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Обща характеристика учебного предмета «География»
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о со- временном мире, о месте республики в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный вы- бор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов по- знавательной и практической деятельности.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Предмет «География» на уровне основного общего образования изучается с V по IX классы.
Примерное распределение часов по предмету «География»
Предмет Уровень основного общего образования География V класс VI класс VII класс VIII класс IX класс V-IX класс
В неделю В год В неделю В год В неделю В год В неделю В год В неделю В год Всего
1 34 1 34 2 68 2 68 2 68 272
Планируемые результаты изучения предмета «Геограия»
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение
в пространстве по географическим картам разного содержания и другим
источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или
нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-
ориентированных задач: выявление географических зависимостей и
закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры,
влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных
потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях,
о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные
демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между
изученными демографическими процессами и явлениями для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение
географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и
стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных
территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий;
- оценивать воздействие географического положения республики и ее
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем
времени для решения практико-ориентированных задач по определению
различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы республики и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий республики;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей
страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными
ресурсами отдельных территорий республики;
- использовать знания об особенностях компонентов природы респубпикии ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий республики для решения практико-
ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
республики и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения
республики, половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и
уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе населения республики для
решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в
ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие
отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства республики;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и
особенностях размещения отраслей экономики республики для объяснения
особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры
хозяйства республики на основе анализа факторов, влияющих на размещение
отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и
хозяйства отдельных регионов республики;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
районов республики;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения республики с мировыми
показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны
горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические
особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять
современные виды связи для решения учебных и практических задач по
географии;
- оценивать место и роль республики в мировом хозяйстве.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
Развитие географических знаний о ЗемлеВведение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной.Движения Земли и их следствия
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни.
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад КратесаМалосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев). Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук). Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа). Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики. Зарубежная Европа.
Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)). Зарубежная Азия.
Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).













Учебно – тематический план
Содержание учебного предмета 5 6 7 8 9
Развитие географических знаний о Земле
Введение. Что изучает география. 4 2 3 Земля во Вселенной.Движения Земли и их следствия 3 2 Изображение земной поверхности 10 6 Природа Земли
Литосфера. 10 6 Гидросфера. 5 Атмосфера 5 Биосфера. 1 Географическая оболочка как среда жизни. 2 Человечество на Земле 3 2 4 Освоение Земли человеком. Главные закономерности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли. 3 Атмосфера и климаты Земли. 4 Мировой океан – основная часть гидросферы. 3 Географическая оболочка. 2 Характеристика материков Земли
Южные материки.
Африка. 10 Австралия и Океания. 5 Южная Америка. 6 Антарктида. 2 Северные материки.
Северная Америка. 5 Евразия. 15 Взаимодействие природы и общества 1 Введение 1 1
Раздел 1. Географическое положение и исследования природы края
Тема 1. Географическое положение региона 3 Тема 2. Источники географической информации о родном крае 12 Тема3. Географические исследования природы Донбасса 4 Раздел 2. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов края
Тема1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф региона. Минерально-сырьевые ресурсы 8 Тема 2. Климат и климатические ресурсы 8 Тема 3. Внутренние воды. Водные ресурсы 6 Тема 4. Почвы. Почвенные ресурсы 3 Тема 5. Растительный мир 3 Тема 6. Животный мир 3 Тема 7. Ландшафты 5 Раздел 3. Использование и охрана природных условий и природных ресурсов
Тема 1. Геоэкологическая ситуация в регионе 2 Тема 2. Охрана природы в регионе 3 Раздел 1. Донбасс на карте Европы. Население региона
Тема 1. Географическое положение Луганщины и Донеччины 4
Тема 2. Заселение территории Донбасса и формирование его хозяйственного комплекса 1
Тема 3. Население 9
Раздел 2. Хозяйство
Тема 1. Обща характеристика хозяйства. Экономически потенциал территории 6
Тема 2. Промышленность: общая характеристика 2
Тема 3. Топливно-энергетический комплекс 4
Тема 4. Металлургическая промышленность 4
Тема 5. Машиностроительный комплекс 4
Тема 6. Химическая промышленность 2
Тема 7. Строительный комплекс 2
Тема 8. Лесная и деревообрабатывающая промышленность 1
Тема 9. Легкаяпромышленность 2
Тема 10. Агропромышленный комплекс 8
Тема 11. Социальный комплекс 4
Тема 12. Транспортный комплекс 2
Тема 13. Внешние экономические связи 2
Тема 14. Экономика и экология 3
Резервное врем 4 3 5 7 7
Всего 34 34 68 68 68
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»
Учебно-методический комплекс:
В 2016/2017 учебном году преподавание предмета «География» в Луганской Народной Республике осуществляется по следующим программам:
География. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://edu.crowdexpert.ru/results-oooПримерная программа основного общего образования по географии .http://window.edu.ru/resource/186/37186Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии ( базовый уровень) http://window.edu.ru/resource/211/37211Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии(профильныйуровеньHYPERLINK "http://window.edu.ru/resource/231/37231" \h) http://window.edu.ru/resource/231/37231Программа курса «География родного края» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 8-9 классы/ Трегубенко Е.Н., СлоневаТ.И.,
ЧебаненкоТ.П., Анищенко Н.И.,Астахова-ШарандинаВ.В., Дронова Е.И.,
Ковтун Н.П.,Кондрюкова Н.Б., Клюшник Л.А., Тишанинова И.А.,2015 http://nmcro.ru/. Примерные программы не являются рабочими, а являются ориентиром для составления адаптированных (рабочих) учебных программ по географии.
1. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016
2. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016
3. 1.Агрокліматичнийдовідник по Луганськійобласті (1986-2005) – Луганськ: ТОВ «Віртуальнареальність», 2011.
3.2.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-Дону, 2004.
3.3.Вишневський В.І. Гідрологічні характеристики річокУкраїни / В.І. Вишевський, О.О. Косовець. – К.: Ніка-Центр,2003.
3.4.Воропай О. Звичаїнашого народу: Етногр. нарис. – К.: Оберіг, 1993.
3.5.Высоцкий В.И. Исторические аспекты топононимовЛуганщины / В.И. Высоцкий. – Луганск, 2003.
3.6.Галич О. Луганщина: Етнокультурнийвимір./ О. Галич, І. Кононов – Луганськ: Альма – матер, 2001.
3.7.Давыдов В.Д. Голубое ожерелье Донбасса. – Донецк: Донбасс, 1980.
3.8.Ефименко В.И. Население и хозяйство Луганской области: Учебник / В.И. Ефименко, Т.И. Слонева, Т.Н. Ткачева, Н.А. Хохлова. – Луганск: Б.и., 1996.
3.9.Жадан В.І. Як вивчатисвій край. – К.: «Радянська школа», 1981.
3.10.Загороднюк Н.В. Зоологический музей Луганского национального университета (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://www.zad-2009-zoomuz-luhansk-unif.pdf
3.11.Заставецька О.В. Збірник задач з фізичноїгеографії. Навчальнийпосібник для учнів 8 класів. – Тернопіль: Підручники і посібники, 1996.
3.12.Зеленые жемчужины Луганщины (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://greenlg. blox.ua/ html3.13.Корнєєв О.В. Методика шкільногогеографічногокраєзнавства. – Х.: ВГ «Основа», 2007.
3.14.Крачило М.П. Практичнізаняття на місцевості. – К.: «Шкільнийсвіт».
3.15.Локотош Б.Н. Очерки истории Луганска. – Луганск: Редакционно-издательский отдел областного управления по печати, 1993.
3.16.Луцкий П.И., Пичугин Б.В., Татоли И.А., Федченко Ю.И. Тайны минералов. – Донецк: Донбасс, 1980.
3.17.Манжола О.С. ВодніресурсиЛуганщини (Электронный ресурс). – О.С. Манжола// ВодогосподарникЛуганщини. – 2011. – № 1. – Режим доступу: http://www.vodgosp.lg.ua/ page39/.
3.18.Маринина О.М. ГеографічнаенциклопедіяУкраїни. – К.: «Українськаенциклопедія», 1993.
3.19.Мозговой В.И., Ляшенко В.Г. Там, где было Дикое поле... Очерки истории Донецкого края. — Донецк: Фирма "Кардинал", 2001.
3.20.Могила Мечетная (Электронный ресурс).-Мергелева гряда-Режим доступа:http://pan-ua.narod2.ru/mergel/mogila_mechetnaya/.
3.21.Мой родной край – Луганщина: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений Луганской области / С.Я.Харченко, А.А.Данильев, В.Л.Филиппов и др. – Луганск: СПД Резников В.С.,2012.
3.22.Панкратьев А.А. География родного края (Луганская область): учеб.пособ. для 5-х классов средних школ Луганской области / А.А. Панкратьев. – Луганск: Знание, 1999.
3.23.Пічугін Б.В., Федченко Ю.І. Шкільнийвизначникмінералів і гірськихпорід. – К.: «Радянська школа»,1982.
3.24.Природа Луганской области (Электронный ресурс).- Режим доступа: http://www.nashkray.kiev.ua / prirodaluganskoioblasti.html
3.25.Природные ресурсы Луганской области (Электронный ресурс). – Режим доступа: :http : //www.ua.all.biz / regions/?fuseaction=adm_main.showSectionsList&sc_id=7.
3.26.Проблемы и методы очистки воды в Луганске (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://www.arista.com.ua/inform/1355/1602/1733/.
3.27. Симоненко В.Д. Изистории исследований Донбасса // Приглашение к путешествию. Книга для туристов. – Донецк, 1974.
3.28. Слюсарев А.А. Природа Донбасса. – Донецк: Донбасс, 1988.
3.29. Татаринов С.И. Древние горняки-металлурги Донбасса. – Славянск, 2003.
3.30. Топонимика – язык земли // Рабочее слово. – 2010. – 3 сент.- с.6.
3.31. Фисуненко О.П. Памятники природы Луганской области и их изучение в краеведческих походах и экскурсиях.-Луганск, 1993.
3.32. Фисуненко О.П. Природа Луганской области / О.П. Фисуненко, В.И. Жадан. – Луганск, 1994.
3.33. Червона книга України. Рослиннийсвіт, 1996.
3.34. Червона книга України. Твариннийсвіт, 1996.
3.35. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. – М.: «Просвещение»,1980.
3.36. Экология (Электронный ресурс). Информационный портрет Луганского региона. – Режим доступа: http: //www.irp.lg.ua/rus/content.php? type= 90878164_0400.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной республики
«Ровеньковская гимназия №1»
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЛНР
«Ровеньковская гимназия №1»
___________Л.А.Добрая
Приказ №
от «01» сентября 2016 года
Рабочая программа
по учебному предмету «Геограия», 10-11 классы
с русским языком обучения
(Базовый уровень)
на 2016-2020 учебные годы
Составитель рабочей программы:
Лазутина Елена Алексеевна
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География»
10–11 КЛАССЫ
I. Пояснительная записка.
1.Нормативные ссылки:
Перечень нормативных документов
Закон от 18.05.2014 г. № 1-I «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями).Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике».
Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».
Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г. № 258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Державнісанітарні правила і нормивлаштування, утриманнязагальноосвітніхнавчальнихзакладів та організаціїнавчально-виховногопроцесу. ДСАНПІН 5.5.2.008-01http://www.dsesu.gov.ua/2. Цели и задачи обучения
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина-
мично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территори-
альных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их реше-
ния;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и яв-
лений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и куль-
турам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистиче-
ские материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож-
ного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и
3. Общая характеристика учебного предмета «География»
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный вы- бор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов по- знавательной и практической деятельности.
4. Место учебного предмета «География» в учебном плане
Примерное распределение часов по предмету «География»
Наименование уровня Уровень среднего общего образования
X класс XI класс X – XIкласс
В неделю В год В неделю В год Всего
Базовый уровень 1ч 34 ч 1ч 34 ч 68
5. Планируемые результаты
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географи-
ческих исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторожде-
ния и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных
регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жиз-
ни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и ре-
гионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты
глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенден-
ции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, про-
цессов и явлений;
• оцениватьи объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации на-
селения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для проведения на-
блюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таб-
лицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуа-
ций;
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важ-
нейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глоба-
лизации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образо-
вательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы) (68 часов)
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических
исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изуче-
ния географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические яв-
ления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и
закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка,
анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный ха-
рактер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды.
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Вос-
производство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрас-
тная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов
мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в
разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах
мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важней-
ших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие
фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничест-
во, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйст-
венной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предостав-
ляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяю-
щих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям геогра-
фического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные;
высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны;
страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также
Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными ус-
ловиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и круп-
ных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во
времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; гео-
графия отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в
открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических
и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые
партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных
социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономиче-
ского положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и
сельскохозяйственной продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути
их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические эколо-
гические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также
географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; геогра-
фических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Резервное время – 10 часов.
Учебно – тематический план
Содержание
учебного предмета 10 11
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации 4 Раздел. Природа и человек в современном мире 6 Раздел. Население мира 5 Раздел. География мирового хозяйства 10 Раздел. Регионы и страны мира 20
Раздел. Россия в современном мире 10
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества 4
Резервное время 9 Всего 34 34
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»
Учебно-методический комплекс:
В 2016/2017 учебном году преподавание предмета «География» в Луганской Народной Республике осуществляется по следующим программам:
-География. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo
-Примерная программа основного общего образования по географии .http://window.edu.ru/resource/186/37186
-Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии ( базовый уровень) http://window.edu.ru/resource/211/37211
-Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии(профильныйуровень) http://window.edu.ru/resource/231/37231
-Программа курса «География родного края» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 8-9 классы/ Трегубенко Е.Н., СлоневаТ.И.,
ЧебаненкоТ.П., Анищенко Н.И.,Астахова-ШарандинаВ.В., Дронова Е.И.,
Ковтун Н.П.,Кондрюкова Н.Б., Клюшник Л.А., Тишанинова И.А.,2015 http://nmcro.ru/.
Примерные программы не являются рабочими, а являются ориентиром для составления адаптированных (рабочих) учебных программ по географии.
В общеобразовательных учебных учреждениях на базовом уровне необходимо использовать учебник География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.