Рабочая программа по учебному предмету ФИЗИКА 8 класс на 2014-2015 учебный год


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
______/Медведева Л.Н./ _____ /Часовникова Е.В./ ______ /Турецкая В.П. /
Протокол № ___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ФИЗИКА»
7 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Ялова Н.В.,
учитель физики
с. Леньки
2014г.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Содержание учебного курса.
5. Планируемые образовательные результаты.
6. Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
7. Учебно-методическое обеспечение.
8. Материально-техническое обеспечение образовательных программ.
9. Лист внесения изменений.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа составлена на основе:
-Основной образовательной программы школы,
-Примерной программы основного общего образования по физике. 7—9 классы: Физика. 7—9 классы. Авторы программы: Е. М. Гутник,А. В. Перышкин.
-Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
-Общая характеристика учебного предмета:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
-Цели изучения физики:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
-Корректировка часов:
Смотри лист корректировки.
-Распределение часов: на лабораторные и контрольные работы
количество контрольных работ: 4
количество лабораторных работ: 14
- Методы и средства обучения:
при преподавании используются:
1.классноурочная система,
2.лабораторные занятия,
 3.мультимедийный материал,
4. решение экспериментальных задач.
типы уроков:
1.изучения новых знаний,
2.закрепления новых знаний,
3.лабораторная работа,
4.комбинированный,
5.контроля знаний, проверки знаний и умений,
6. повторения и обобщения.
методы обучения:
1.словесный,
2.наглядной иллюстрации,
3.самостоятельная работа,
4.сочетание словесных и наглядных методов,
5.поисковый,
6.исследовательский.
используемые технические средства:
1.Компьютер Pirit Codex (Комплект)
2.Мультимедийный проектор Acer P1265K
3.Экран Braun Photo Technik (13802)
4.Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
5.Компьютерный измерительный блок - БЛМО26.Сетевой фильтр- ITR Home7.Осциллографическая приставка – В101
- Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе:
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ физики
1.монологический ответ,
2.экспресс-опрос,
3.контрольная работа,
4. тестовый опрос,
5.объяснение эксперимента,
6.написание и защита сообщения по данной теме;
-приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности:
7.в ходе выполнения лабораторных работ
8.в ходе решения задач
- Указание на УМК:
Учебно-методический комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М. и др.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа».
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 7 класс
2 часа в неделю, всего — 70 ч.
Сроки
(примерные) Тема Количество
часов Кол-во
лабораторных
работ Кол-во
контрольных
работ
Введение 4 1 -
Первоначальные сведения о строении вещества 5 1 -
Взаимодействие тел 21 7 1
Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 3 2
Работа, мощность, энергия 13 2 1
Резерв (Повторение курса физики 7 класса) 4 Всего 70 14 4
3.ПОУРОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
физика 7класс, 2 часа в неделю, 70 часов
Сроки
(недели) Название темы
и тема урока Количество
часов в теме и номер урока Вид контроля Формы и методы обучения
Средства обучения Планируемые результаты Домашнее задание
ТЕМА 1: Введение 4 1 Техника безопасности на уроках физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физика и техника. 1 1 4 Портреты ученых- физиков, наборы по механике, молекулярной физике и термодинамике, по электричеству, по оптике. Знать: что изучает физика; виды физических явлений; «главную задачу» физики.
Уметь: наблюдать, моделировать, выдвигать обоснованные гипотезы, различать понятия тела, вещества, материи.П. 1-3
Физические величины. Измерение физических величин. 2 1 2 8 4;3;6 Таблица «Международная система единиц СИ»
Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы Знать (и понимать значение): понятия физической величины, цены деления прибора, международной системы единиц физических величин (СИ).
Уметь: наблюдать, измерять, определять цену деления прибора, приводить примеры физических величин. П. 4-5 упр.1
2
Точность и погрешность измерений. 3 1 5 8 1;3 Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы
Знать (и понимать значение): понятия физической величины, цены деления прибора, международной системы единиц физических величин (СИ).
Уметь: наблюдать, измерять, определять цену деления прибора, рассчитывать погрешности измерения, приводить примеры физических величин. П. 1-5 повт. Зад.1
Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности». 4 7 3 Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы: набор по молекулярной физике и термодинамике Уметь: выполнять работу по инструкции.
П.6
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества 5
3 Строение вещества. Молекулы. 5 1 2
Модели атомов и молекул, таблицы, измерительные линейки, иголки Знать: явления и опыты, показывающие, что тела состоят из мельчайших частиц, что между ними есть промежутки; понятия «молекула», «атом».
Уметь: строить гипотезу, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. П.7-8
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» 6 7 3 Лабораторное оборудование: набор тел малых размеров, измерительные линейки, иголки Уметь: выполнять работу по инструкции.
П.7-8 повтор.
4 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах 7 1 5 4;3;6 Демонстрация диффузии в газах и жидкостях Знать: что такое диффузия, причины и механизм этого явления; что скорость диффузии в различных телах различна.
Уметь: наблюдать, анализировать, предсказывать исход эксперимента и сравнивать получаемые результаты опытов, делать выводы. П.9 зад.2/1
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. 8 1 5 1;3 Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров Знать: основные положения МКТ, между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания; условия, когда они проявляются.
Уметь: приводить примеры из учебника, подтверждающие существование сил взаимодействия между молекулами; объяснять явления смачивания и несмачивания, капиллярности, приводить примеры проявления П.10 упр.2
5 Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. 9 1 1;3 Демонстрация сжимаемости газов, сохранения объёма жидкости при изменении формы сосуда Знать: три агрегатных состояния вещества; основные положения МКТ, между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания; условия, когда они проявляются.
Уметь: приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твёрдых и газообразных тел с позиций молекулярного строения, моделировать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы; приводить примеры из учебника, подтверждающие существование сил взаимодействия между молекулами; объяснять явления смачивания и несмачивания, капиллярности, приводить примеры проявления этих явлений по тексту учебника.
П.11-12 зад.3
ТЕМА 3: Взаимодействие тел 21 П.1-12 повтор.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. 10 18 4;3 Демонстрация примеров механического движения, демонстрация равномерного и неравномерного движения: набор по механике. Знать: что такое механическое движение и тело отсчёта; при каких условиях можно рассматривать тела как материальные точки; равномерное и неравномерное движение; векторные величины; скорость, единицы скорости в СИ.
Уметь: определять траектории, пути и указывать их отличительные признаки; приводить примеры относительности покоя и движения; определять скорость при равномерном движении по приведённой в учебнике формуле, среднюю скорость, переводить единицы скорости в СИ.
П.13-14 зад.4
6 Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» 11 7 3 Набор по механике. Уметь: выполнять работу по инструкции.
П.15 упр.4 № 1,4
Расчет пути и времени движения.
Решение задач. 12 1 8 1;3 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс Знать: формулы для расчёта скорости, пути и времени.
Уметь: решать задачи, делать расчёты по формулам и их производным.
П.16 упр.5 № 2,4
7 Инерция. Решение задач по теме «Инерция. Расчет пути и времени движения». 13 1 8 1 3 6 Демонстрация явления инерции (лабораторное оборудование: набор по механике)
Икт
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс Знать: какое движение называется движением по инерции.
Уметь: приводить примеры движения по инерции.
П. 17 сост. 2 задачи
Взаимодействие тел. 14 1 5 1 6 Демонстрация зависимости инертности тел от массы (лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями), груз наборный на 1 кг. Знать: взаимодействие, инертность (свойство тела сохранять своё состояние неизменным), характеристика инертности (масса тела).
Уметь: рассказывать о взаимодействии.; рассказывать об эталоне массы, о способах измерения массы тела; использовать кратные и дольные единицы массы. П. 18
8 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. 15 1 5 1 3 лабораторное оборудование: набор по молекулярной физике и термодинамике, весы учебные с гирями
Знать: характеристика инертности (масса тела).
Уметь: рассказывать об эталоне массы, о способах измерения массы тела; использовать кратные и дольные единицы массы. П.19-20 упр.6 № 1,3
Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах» 16 7 1 3 лабораторное оборудование: набор по молекулярной физике, весы учебные с гирями
Уметь: выполнять работу по инструкции.
П.20
9 Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела» 17 7 3 лабораторное оборудование: набор тел, цилиндры измерительные
Уметь: выполнять работу по инструкции. П.19-20
Плотность вещества. Лабораторная работа №6 «Измерение плотности твердого тела» 18 1 7 1 3 лабораторное оборудование: набор тел, цилиндры измерительные
Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность», уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности; уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел П.21 упр.7 № 1-2
10 Расчет массы и объема тела по его плотности 19 8 5 3 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс Знать: различные способы определения объёма тела.
Уметь: находить объём тела по его массе и плотности, массу – по плотности и объёму. П.21 упр.7 № 4,5
Решение задач по теме «Механическое движение. Плотность вещества» 20 1 8 1 3 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс Знать: формулы для расчёта скорости, пути и времени, различные способы определения объёма тела.
Уметь: решать задачи, делать расчёты по формулам и их производным, находить объём тела по его массе и плотности, массу – по плотности и объёму.
П.22; Упр.8 № 3,4
11 Контрольная работа № 1«Механическое движение. Плотность вещества» 21 3 3 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. 22 1 5 1 6 Прибор «Трубка Ньютона»- ТН, демонстрация свободного падения тел, набор по механике
Знать: причины изменения скорости тел; сила (мера взаимодействия тел), единицы силы; деформация, причина возникновения деформаций; всемирное тяготение, сила тяжести; обозначение силы тяжести; точка приложения силы тяжести;Уметь: показывать на примерах, что сила – величина векторная; вычислять силу тяжести, изображать её графически.
П.23-24
12 Сила упругости. Закон Гука. 23 1 5 4 6 Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины Знать: силы упругости и условия их возникновения; сила реакции опоры; формулировка и запись закона Гука; удлинение.
Уметь: находить жёсткость по графику зависимости Fупр(х).
П.25
Вес тела. 24 1 5 1 6 Демонстрация невесомости и перегрузки, , икт Знать: что называется весом тела; как записывается формула веса покоящегося тела.
Уметь: отличать вес тела от его силы тяжести и массы. П.26
13 Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. 25 1 5 4 6 Демонстрация, , лабораторное оборудование: набор по механике, икт 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.27 упр.9 № 1,3
Динамометр. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» 26 7 1 3 Демонстрационные и лабораторные динамометры, лабораторное оборудование: набор пружин с различной жёсткостью, набор грузов Уметь: выполнять работу по инструкции П.28 упр.10 № 1,3
14 Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила. 27 1 8 4 5 3 Демонстрация взаимодействия тел, сложение сил, демонстрационные и лабораторные динамометры, набор грузов Знать: как найти равнодействующую двух сил.
Уметь: работать с приборами, наблюдать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
П.29 упр.11 № 2,3
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике 28 1 8 4 6 Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя, ИКТ Знать: что такое трение как явление, какие виды трения существуют, как рассчитать силу трения.
Уметь: приводить примеры полезного и вредного трения, способы увеличения и уменьшения.
П.30-31
15 Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» 29 7 3 лабораторное оборудование: П.32 сочинение о трен.
Центр тяжести. Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины» 30 1 7 1 3 лабораторное оборудование: ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов 23
16 Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. 31 1 8 4 6 Знать: определение давления и его единицы; способы измерения давления; давление и сила давления; способы изменения давления.
Уметь: находить силу давления, зная давление и площадь нормальной поверхности.; приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе, применять формулу веса тела для нахождения давления. Демонстрация зависимости давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры, икт П.33 упр.12 № 2,3
Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору» 32 7 3 Знать: изменение давления газа при его сжатии, расширении, нагревании.
Уметь: объяснять давление газа с позиций МКТ; приводить примеры технических устройств, работающих на сжатом газе (отбойный молоток, пневматический тормоз). Демонстрация явлений, объясняемых существованием давления в газах, икт П.34 упр.13 зад.6
17 Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. 33 1 8 4 5 Знать: формулировку закона Паскаля.
Уметь: описывать опыты, в которых проявляется действие закона Паскаля. Демонстрация закона Паскаля, прибор «Шар Паскаля» П.35
Давление в жидкости и газе. 34 1 5 8 1 6 Знать: формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда; понятия акваланга, батискафа, батисферы. Прибор для демонстрации давления в жидкости- ПЖД П.36 упр.14 № 2,4 зад.7
18 Расчет давления на дно и стенки сосуда 35 1 8 4 3 Знать: формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда; понятия акваланга, батискафа, батисферы.
Уметь: решать задачи на нахождение давления жидкости на дно и стенки сосуда; объяснять отличительные признаки обитателей морских глубин 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.37
Решение задач «Давление» 36 1 5 8 1 3 .Знать: формулу давления твёрдых тел и её различные трансформации; формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме «Давление твёрдых тел», решать задачи на нахождение давления жидкости на дно и стенки сосуда 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.38 упр.15 № 1,3 зад.8
19 Сообщающие сосуды 37 1 5 4 Знать: формулировка закона сообщающихся сосудов, его запись в виде формулы; существенные признаки сообщающихся сосудов.
Уметь: приводить примеры устройств, работающих по принципу сообщающихся сосудов; объяснять работу шлюзов; решать задачи. Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия П.37-38
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли. 38 1 4 Знать: что такое атмосфера Земли, её газовый состав; изменение плотности атмосферы с увеличением высоты; причины возникновения атмосферного давления.
Уметь: объяснять действие приборов, принцип действия которых основан на явлении атмосферного явления (пипетка, ливер, шприц). Демонстрация обнаружения атмосферного давления, прибор для демонстрации атмосферного давления, насос вакуумный с тарелкой и колпаком. П.39 упр.16 № 3,4 зад.9
20 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. 39 1 5 4 6 Знать: нормальное давление; изменение атмосферного давления с высотой; прибор для измерения атмосферного давления, его устройство и принцип действия.
Уметь: объяснять опыт Торричелли и опыт с магдебургскими тарелками. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом П.40-41 упр.17,18 зад.10
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. 40 1 5 4 5 Знать: что такое барометр, виды барометров, их устройство и назначение; зависимость атмосферного давления от высоты, об высотомерах.
Уметь: Определять атмосферное давление с помощью барометра - анероида Измерение атмосферного давления барометром-анероидом, ИКТ П.42 упр.19 № 4 зад.11
21 Манометры. 41 1 5 2 Знать: что такое манометр, виды манометров (трубчатый, U-образный), их устройство и назначение; устройство системы водоснабжения; принцип работы гидравлических устройств; гидравлический пресс; причина выигрыша в силе; формула гидропресса.Уметь: работать с учебником, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы, решать задачи на определение выигрыша в силе в гидравлическом прессе. Демонстрация различных видов манометров П.43-44 упр.20,21 № 1,2
Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс 42 1 2 Знать: что такое поршневой жидкостный насос и гидравлический пресс, устройство и назначение; устройство системы водоснабжения; принцип работы гидравлических устройств; гидравлический пресс; причина выигрыша в силе; формула гидропресса.
Уметь: работать с учебником, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы, решать задачи на определение выигрыша в силе в гидравлическом прессе. Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия, икт Упр.19 № 3,5
22 Решение задач «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 43 1 8 1 3 5 Знать: формулу давления твёрдых тел и её различные трансформации; формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме «Давление твёрдых тел», решать задачи на нахождение давления жидкости на дно и стенки сосуда 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.45 упр.21 № 4
Контрольная работа № 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 44 3 3 Знать: формулу давления твёрдых тел и её различные трансформации; формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Уметь: применять полученные знания в решении разного вида задач по теме «Давление твёрдых тел», решать задачи на нахождение давления жидкости на дно и стенки сосуда 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
П.46 упр.22 № 2
23 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. 45 1 5 8 4 6 Знать: Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, как направлена выталкивающая сила.
Уметь: приводить примеры ситуаций, иллюстрирующих существование выталкивающей силы, изображать графически. Набор по молекулярной физике и термодинамике, динамометры П.47 упр.23 №1
Архимедова сила. 46 1 5 8 4 6 3 Знать: формулировка закона Архимеда; запись в виде формулы.
Уметь: приводить примеры ситуаций, иллюстрирующих существование выталкивающей силы. Демонстрация закона Архимеда, ведерко Архимеда П.48 упр.19 № 2
24 Лабораторная работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» 47 7 3 Уметь: выполнять работу по инструкции. Лабораторное оборудование: набор по молекулярной физике и термодинамике, динамометры. П.49 упр.24 № 3 ЛР7Плавание тел. 48 1 5 8 4 6 Знать: что происходит с телом при его погружении в жидкость (три случая).
Уметь: решать задачи на расчёт выталкивающей силы. Демонстрация плавания различных тел, динамометры. П.49 упр.24 № 2,4 п.8
25 Решение задач «Сила Архимеда и условия плавания тел.» 49 1 8 1 3 5 Знать: формулировка закона Архимеда; запись в виде формулы.
Уметь: приводить примеры ситуаций, иллюстрирующих существование выталкивающей силы. 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.50 упр.25 № 3-5
Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» 50 7 3 Уметь: выполнять работу по инструкции. Лабораторное оборудование: набор по молекулярной физике и термодинамике, весы учебные с гирями, мензурки 26 Плавание судов. Воздухоплавание. 51 1 6 4 6 Знать: значение слов «осадка судна», «водоизмещение», «ватерлиния», значение слова «аэростат».
Уметь: объяснять причины погружения и всплытия подводной лодки, работать с дополнительной литературой; объяснять причины возникновения подъёмной силы, работать с дополнительной литературой. Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература. П.51 упр.26 № 1,2
Контрольная работа № 3 «Архимедова сила» 53 3 3 Знать: значение основные понятия и формулы темы.
Уметь: Решать задачи на применение основных формул. 3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
27 Урок коррекции знаний, умений и навыков по теме «Архимедова сила и условия плавания тел» 52 1 8 4 3 5 Знать: значение основные понятия и формулы темы.
Уметь: Решать задачи на применение основных формул. 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.52 упр.27 № 2
ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия 13
Механическая работа. Единицы работы. 54 1 5 4 Знать: работа – физическая величина, она может быть положительной, отрицательной, равной нулю; запись формулы для нахождения работы; единицы работы.
Уметь: приводить примеры работы, применять формулу работы для её вычисления. Демонстрация механической работы, икт П.53 упр.28 № 3,4
28 Мощность. Единицы мощности. 55 1 5 4 6 Знать: понятие мощности; формула для нахождения мощности; единицы мощности.
Уметь: рассчитывать работу по заданной мощности и времени её совершения. 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.54 упр.29 № 3,6
Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность». 56 1 8 4 5 3 Уметь: приводить примеры работы, применять формулу работы для её вычисления. Рассчитывать работу по заданной мощности и времени её совершения. 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс П.55-56 зад.18/2
29 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. 57 1 5 4 5 Знать: рычаг – простой механизм; формулировку правила рычага, кто первым изучил рычаг; рычаги первого и второго рода, их сходство и различия; момент силы; определение простых механизмов, их виды и назначение.
Уметь: применять условие равновесия рычага. Демонстрация простых механизмов, рычага; икт П.57 упр.30 № 2 ЛР9Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. 58 1 5 4 5 Знать: рычаг – простой механизм; формулировку правила рычага, кто первым изучил рычаг; рычаги первого и второго рода, их сходство и различия; момент силы; правило моментов; единицы момента силы, определение простых механизмов, их виды и назначение.
Уметь: применять правило момента сил. Демонстрация простых механизмов, рычага; учебная литература, икт П.58 упр.30 № 1,3,4
30 Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага» 59 7 3 Уметь: выполнять работу по инструкции. Лабораторное оборудование: рычаг-линейка, набор грузов, динамометры лабораторные П.59-60 упр.31 № 5 зад.19
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило механики». 60 1 5 8 4 6 3 Знать: что такое блок (механизм), его назначение как преобразователя силы (применение).
Уметь: изображать подвижный и неподвижный блоки и применять в решении задач, находить плечи блоков. Подвижные и неподвижные блоки, полиспасты, икт Упр.31 № 2,3
31 Коэффициент полезного действия механизма. 61 1 5 8 4 6 Знать: соотношение полезной и затраченной работы; КПД – число, показывающее долю полезной работы от всей затраченной; «золотое правило» механики, выполнять работу по инструкции.
Уметь: определять полезную и затраченную работу, КПД механизма, приводить примеры проявления «золотого правила». Наборы по механике П.61
Лабораторная работа №14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». 62 7 3 Уметь: выполнять работу по инструкции Лабораторное оборудование: наборы по механике П.53-61 повтор.
32 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. 63 1 5 4 6 Знать: виды механической энергии (потенциальная и кинетическая); величины, влияющие на их значение, явления природы, обычно сопровождаются превращением одного вида энергии в другой или передачей энергии от одного тела к другому.
Уметь: приводить примеры физических тел, обладающих кинетической или потенциальной энергией, вычислять кинетическую и потенциальную энергию по формулам: Ek = m2/2; Еp = mgh; указывать превращение одного вила энергии в другой в различных ситуациях. Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы икт.
Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников П.62-63 повтор.
Решение задач «Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы» 64 1 8 4 Знать: основные формулы по теме.
Уметь: применять их. Демонстрация опытов с простыми механизмами наглядные пособия, , икт П.53-64, инд.задания
33 Решение задач «Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы» 65 1 8 4 3 Знать: основные формулы по теме.
Уметь: применять их. П.53-64, инд.задания
Контрольная работа № 4 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы» 66 3 3 Знать: основные формулы по теме.
Уметь: применять их. 2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс 34 Повторение курса физики 7 класса 4
Первоначальные сведения о строении вещества. 67 4 1 3 Знать: основные формулы по всему курсу физики 7 класса.
Уметь: применять их.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс тест
Взаимодействие тел. 68 4 1 3 Знать: основные формулы по всему курсу физики 7 класса.
Уметь: применять их.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс тест
35 Давление твердых тел, жидкостей и газов. 69 4 1 3 Знать: основные формулы по всему курсу физики 7 класса.
Уметь: применять их.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс тест
Работа и мощность. Энергия. 70 4 1 3 Знать: основные формулы по всему курсу физики 7 класса.
Уметь: применять их.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс тест
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема твердого тела.
Измерение плотности твердого тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Определение центра тяжести плоской пластины.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение давления твердого тела на опору.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5.Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Резервное время (4 ч)
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения, сохранения механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1) набор контрольных и лабораторных работ по темам
1.Введение
л/рприм. сроки к/рприм. сроки
№1«Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности» - 2.Строение вещества
л/рприм. сроки к/рприм. сроки
№2 «Измерение размеров малых тел» - 3.Взаимодействие тел
л/рприм. сроки прим. сроки
№3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» №5 «Измерение объёма твёрдого тела» №6 «Измерение плотности твёрдого тела» №1 «Механическое движение. Плотность вещества» №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» №8 « Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» №9 «Определение центра тяжести плоской пластины» 4.Давление твердых тел, жидкостей и газов
л/рприм. сроки к/рприм. сроки
№10 «Измерение давления твёрдого тела на опору» №2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» №3«Архимедова сила» 5. Работа. Мощность. Энергия
л/рприм. сроки к/рприм. сроки
№13 «Выяснение условий равновесия рычага» №14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» №4 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы» 2)Критерии оценок ответов уч-ся по физике.
Составлены в соответствии с Примерными программами по физике, сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, "Дрофа",2008.
Утверждены РМО учителей физики 28.08.2014
Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассма-тиваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определние и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправит самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / составитель В.А. Коровин, В.А. Орлов.- 2-е изд., , стереотип – М.: Дрофа,2009. – 334 с. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. 7-9 классы.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин.- 10-е изд. доп.- М.: Дрофа, 2006.- 192 с.: ил.
3. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика 7 класс: учебно- методическое пособие- 11-е изд.,стериотип.- М.: Дрофа, 2013. – 123 с.: ил.
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. Физика 7 класс – М.: Дрофа. 2005 – 112 с.: ил.
5. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Рабочая тетрадь. Физика 7 класс – М.: Дрофа. 2007 – 86 с.: ил.
8. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Физика (полнокомплектный кабинет):
-технические средства:
Компьютер Pirit Codex (Комплект)
Мультимедийный проектор Acer P1265K
Экран Braun Photo Technik (13802)
Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
Компьютерный измерительный блок - БЛМО2Сетевой фильтр- ITR HomeОсциллографическая приставка – В101
-Комплект электронных пособий по курсу физики РФ – 5 дисков
-Набор учебно-познавательной литературы по КПМО РФ -12 книг
-Лаборатория физики:
Наборы, комплекты, приборы.
(Смотри паспорт кабинета )9. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ