Комплекс заданий по восстановлению понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.


восстановление понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности
style.rotationppt_wppt_y Направления:Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению; Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению; Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст; Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух;Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях; Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление слух);Осмысление логико-грамматических оборотов речи; Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи; Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.




Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению. Инструкция: Прочитайте предложения и коротко ответьте на вопросы. После удачной охоты за утками художник и его собака возвращались к месту ночлега. Вопросы: 1. После чего возвращались художник и собака? 2. За кем охотились художник и собака? 3. Кто возвращался с охоты? 4. Куда возвращались художник и собака? 5. Какая была охота?
ppt_xxshearppt_x



Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу. Вопросы: Кого я встретил на берегу озера? Какого барсука я встретил? Когда я встретил барсука?Где я встретил барсука? Какой был барсук? Что было на носу у барсука?



II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению.Инструкция: Послушайте предложения и ответьте на вопросы.Моя сестра Екатерина в прошлом году окончила школу и поступила в Самарский университет. Вопросы: Как зовут мою сестру? Когда Екатерина окончила школу?Куда поступила Екатерина? В какой университет поступила Екатерина? На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью. Вопросы: Что стояло на кухне? Где стоял стол?Какой формы был стол? Чем покрыт стол? Какая была скатерть?
style.rotation






III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст. Инструкция: Прочитайте текст и ответьте на вопросы. «Хитрый осёл» На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел с трудом выбрался на берег. Вопросы: Что нагрузили на осла?Где осел споткнулся? Куда упал осел?Что стало легче?Что произошло с солью?Чем нагрузили осла на следующий день? Что осел сделал нарочно? Каким стал хлеб?Куда выбрался осел? Как осел выбрался на берег?
style.rotationppt_wppt_y






«Две козы» На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть. Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой. Вопросы: Сколько коз встретилось на узкой тропинке? Что было с одной стороны тропинки? Что было с другой стороны тропинки? Что сделала первая коза? Что сделала вторая коза? Как разошлись козы?




IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух.Инструкция: Послушайте текст и ответьте на вопросы. «Хитрая мышка» На столе стояла чашка. В чашке было молоко. Прибежала мышка. Она хотела попить молоко. Мышка не могла достать молоко, потому что чашка была высокая. Тогда мышь опрокинула чашку. Молоко вылилось, и мышка смогла попить. Вопросы: Что стояло на столе?Что было в чашке?Кто прибежал? Мышка могла достать молоко?Почему мышь не могла достать молоко? Что сделала мышка? Что случилось с молоком? Смогла мышка попить?
style.rotationppt_wppt_y





«Ягненок» В сарае жил ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Саша заметил это. Он промыл ранку водой, намазал йодом и забинтовал. Саша напоил ягненка молоком. Рана зажила быстро. Вопросы: Где жил ягненок?Какая лапка была ранена у ягненка? Кто это заметил? Чем Саша промыл ранку?Чем Саша намазал ранку? Чем Саша напоил ягненка?Как зажила ранка?




V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях. Инструкция: Прочитайте предложения и исправьте ошибки. Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.У меня не было денег, потому что я не смогла купить билеты в театр. Если мы поедем в лес, то не будет дождя. На дороге была пробка, потому что я опоздал на работу. Скоро наступит Новый Год, потому что я купил подарки. Чтобы купить муку, нужно испечь пироги. У меня много работы, потому что я приду сегодня поздно.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation



VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление на слух). Инструкция: Послушайте толкование слов и исправьте ошибки. Щенок – детеныш кошки. Поганка – съедобный гриб. Юг – одна из трех сторон света. Лес – пространство, заросшее травой.Бас – высокий женский голос.Наволочка – чехол для одеяла. Лицо – задняя часть головы человека.Изнанка – наружная сторона одежды.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation



VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи. Инструкция: Прочитайте и ответьте на вопросы.У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца. У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы? Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе. Что самое широкое? Что самое узкое? Петя уехал раньше Оли, но позже Кати. Кто уехал раньше всех? Кто уехал позже всех? Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона. Какой фрукт самый сладкий? Какой фрукт самый кислый?Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Черное. Какое море самое глубокое? Какое море самое мелкое?
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation


VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи. Оборудование: газета, целлофановый пакет, ложка, очки, чашка, книга. Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу. Заверните пакет в газету. Положите газету в пакет. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков. Закройте книгу, откройте шкаф, поставьте книгу на полку. Возьмите ложку, положите ее в чашку, поставьте чашку на газету.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) . Башня с сигналом для ориентира судов (маяк). Обувь с высоким голенищем (сапоги).Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток). Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет).
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation


Список литературы: Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва – Воронеж, 2004. Цветкова Л.С., Ахметова Э.А. О нарушении понимания речи при моторной афазии.// Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред.Л.С.Цветковой. – М., 1979. 4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y