СПРАВКА ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В РАМКАХ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАССЫ

СПРАВКА
ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В РАМКАХ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАССЫ
В рамках аккредитации школы 21.01.2017 проведен контрольный срез в 9-а и 9-б классах по русскому языку. Срез писали 36 учащихся: 9-А – 19 человек (по списку 28), 11-Б – 14 человек (по списку 24).
Задание состояло из двух частей. Первая часть – пять заданий, направленных на выявление знаний учащихся основных правил русского языка (за каждый правильный ответ – 1 балл). Вторая часть – сочинение в формате ГВЭ по данному тексту (отдельно оценивалась грамотность, отдельно – содержание). Итоговая отметка за работу – среднее арифметическое трех результатов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
Анализ первой части работы показал следующие результаты:
Первое задание (безударная гласная в корне слова) не вызвало затруднения. С ним справились все.
Второе задание не выполнили 3 учащихся.
С третьим задание не справились 7 учащихся.
Четвертое задание (знаки препинания при вводных словах) вызвало наибольшее затруднение. Его не выполнили 19 учащихся.
Пятое задание (расстановка знаков препинания в ССП) не выполнили 10 человек.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
Сочинение оценивалось по 2 критериям. Практическая грамотность учащегося и фактическая точность его письменной речи оценивались на основании проверки сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок.
При оценке грамотности учитывался объём сочинения. Нормативы оценивания применялись для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которых составляет 50 и более слов. Работ меньше 50 слов не было.
Анализ второй части работы показал следующие результаты:
Учащиеся не допустили фактические ошибки, связанные с пониманием предложенного к рассуждению тезиса. Все дали верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.
Не все смогли привести два примера-аргумента из текста, иллюстрирующих тему рассуждения. Анализ работ показал, что школьники не вполне представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Работы учащихся характеризуются смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но есть работы, в которых допущены логические ошибки, а также работы, имеющие нарушение абзацного членения текста. Это связано с тем, что девятиклассники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно. Среди встречающихся ошибок в абзацном членении можно выделить следующие: полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части, отсутствие абзацного членения в частях сочинения; необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части; неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
На основании приведённых данных можно сделать вывод о среднем уровне коммуникативной компетенции учащихся.
Результаты выполнения работы показывают, что девятиклассники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным орфограммам, действуя по соответствующему алгоритму. Но все эти знания часто оказываются невостребованными, как только экзаменуемые попадают в условия самостоятельного письма. Уровень практической грамотности учеников средний, что подтвердилось при анализе письменных высказываний, созданных при выполнении второй части работы. Пунктуационная подготовка в целом несколько ниже орфографической – многие учащиеся допускают 5 и более ошибок в пунктуации.
Типичные ошибки: анализ работ в соответствии с критерием оценки уровня орфографической грамотности, говорит о том, что многие выпускники 9 классов допускают орфографические ошибки в корне слова, поскольку не осознают лексического значения корня. Наиболее распространённые ошибки в правописании суффиксов – одно и два Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени, а также суффиксов наречий (-А-, -О-), образованных приставочно-суффиксальным способом.
Критерий, оценивающий соблюдение речевых норм, показывает в целом высокий процент успешного владения речью. Однако школьникам это удаётся далеко не всегда: они подчас знают, что
· сказать, но неумело, неточно выражают свои мысли. Нужно заметить, что неправильный выбор слова – одна из основных речевых ошибок при написании сочинения. Самые распространенные недочёты – неоправданное повторение слов, штампы, реже – тавтология.
Фактических ошибок в изложении материала нет.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Анализ результатов выполнения проверочной работы показывает, что учащиеся 9-х классов в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. При этом самым низким оказался уровень языковой компетенции, основным показателем которой является способность использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также богатство словарного запаса и грамматического строя речи выпускников.
Проведение работы обнаружило необходимость усиления внимания к работе по формированию коммуникативной компетенции учащихся основной школы, предполагающей овладение основными видами речевой деятельности – умением воспринимать письменную речь и создавать собственные высказывания. При оценке коммуникативной компетенции выпускников 9-х классов особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.
Результаты проверки выполнения второй части работы обнаружили недостаточную степень сформированности умения приводить примеры-аргументы. Наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Традиционно трудные причастия и прилагательные с одним и двумя н девятиклассники в заданной части текста в основном видят.
Результаты в баллах:
9-А кл. – «2» - 0
«3» - 3
«4» - 11
«5» - 5 Всего 19 человек (по списку 28)
9-Б кл. – «2» - 0
«3» - 3
«4» - 7
«5» - 3 Всего 14 человек ( по списку 24)

Средний балл работ:
9-А – 4.1
9-Б – 4.2
РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке выпускников к сдаче государственной (итоговой) аттестации по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью, не ориентироваться на демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов, так как включённые в него задания, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на экзамене, приведён в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования по русскому языку, с которым можно ознакомиться на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
При подготовке следует обратить внимание на особенности типов заданий в разных частях экзаменационной работы.