Конспект урока музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя (6 класс)


Урок №6 (6 класс)
Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
«Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»
Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным
Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству
Тип урока: Урок комбинированный
Вид: урок - портрет
Материал для слушания
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина
Ход урока
I.Организационный момент( музыкальное приветствие)
II.Вокальная работа «Ласточка» Е. Крылов исполнение знакомой песни, работа над выразительностью исполнения, ансамблем
1.Распевание на первые 2 опорных звука (секста)
2.Пропевание по фразам – следить за чистотой интонации, правильностью дыхания
3.Беседа по содержанию песни:
-О чем рассказывает песня? (раскрывается образ ласточки, которая всегда стремиться возвратиться на родину)
-С каким чувством нужно исполнять её? Определение исполнительского плана песни, кульминации (3 куплет)
Выразительное исполнение классом песни
III.Работа по теме:
-Какой жанр прозвучал на уроке?
-Песня – жанр вокальной музыки.
-Какую музыку мы называем вокальной?
-Музыку, предназначенную для голоса.
Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.
Слушание «ария Сусанина» (фрагмент)
-Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (слайд № 2)
-Давайте вспомним классификацию голосов (работа со слайдом № 3) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)
-Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.
«Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?
Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца
Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):
«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
Обобщение сказанного
Работа в тетради: Построение логической цепочки: «Ф. Шаляпин – русский исполнитель (бас) – уникальный тембра голоса – ……
Показ портрета (Кустодиев) Слайд № 4
Слайд № 5
Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина
-Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)
Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.
-Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) Слайд № 6
-Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?
-Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»
Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)
-Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?
-Нужно прочувствовать то, о чем поешь
«Песня Варяжского гостя» слушание, анализ
-Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №)
-Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота
IV.Итог: анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».
-Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)
-С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?
-Каким по тембру голосом он обладал?
Учащиеся дописывают логическую цепочку « - великий артист»
Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов
Использованные материалы:
Учебник «Музыка». 6 класс. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2007.
http://www.shalyapin-museum.org/content/view/5/479/