Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Технологическая карта 6 класс


Технологическая карта урока музыки в 6 классе _____._____. 20____г.

Тема урока: Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Тип урока: Комбинированный урок Цель урока Познакомить с творчеством выдающегося российского исполнителя Ф.И.Шаляпина.
Задачи урока: Образовательные: На примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;
Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки
Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству
Планируемые результаты Предметные Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина.
Личностные Формирование положительного отношения к учению.
МетапредметныеКоммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО/
Познавательные понимать красоту и правду в искусстве, расширять муз. компетентность.
Межпредметные связи История, литература, русский язык, изобразительное искусство
Ресурсы урока М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван
Сусанин».Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина.
Презентация по теме урока.
Формы урока Фронтальная, групповая
УМК Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб. – М.: Просвещение, 2011 г.
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2 мин Настраивает на урок
Здороваются Давайте поздороваемся. Исполнять музыкальное приветствие – попевку. Самоорганизация, способность регулировать свои действия
2 Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся,
3 мин Организует опрос. Отвечают на вопросы -С творчеством какого композитора мы знакомились с вами на прошлом уроке?
- Символом чего являлась для Рахманинова сирень?
-Как повлияли детские впечатления на творчество композитора?
-Что такое романс? Использовать речь для регуляции своего действия
3 Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
3 мин Организует беседу и слушание. Предлагает определить тему урока.
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач Слайд №1
Какую музыку мы называем вокальной? (Музыку, предназначенную для голоса).
- Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.
Слушание - Ария Сусанина» (фрагмент)
- Кто знает исполнителя этой арии?
Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине. Воплощать художественно-образное содержание в игре.
Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
4 Актуализация знаний, 5 мин
Организация беседы
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (Слайд № 2)
Давайте вспомним классификацию голосов (работа со Слайдом № 3) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)
Женские – сопрано (высокий), меццо - сопрано (средний),контральто (низкий)
Мужские – Тенор (высокий),баритон (средний),бас - низкий Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. Оценивать правильность выполненного действия.
5 Первичное усвоение новых знаний 5 мин Организует беседу и «Мозговой штурм», работу в тетради Отвечают на вопросы, выдвигают предположения «Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?
Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца
Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
Обобщение сказанного
Работа в тетради:
Постройте логическую цепочку из услышанного.
Построение логической цепочки: «Ф. Шаляпин – русский исполнитель (бас) – уникальный тембра голоса – ……
Показ портрета (Кустодиев) Слайд № 4 Обучение правилам коллектив
ной
деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. Формирование умения излагать свою точку зрения.
Самооценка своих возможностей и способнос-тей.
6 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
5 мин Организует слушание и анализ произведений
Слушают и анализируют произведение
Слушание - «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина
Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)
-Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.
Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) Слайд № 5
Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?
Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»
Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)
Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение? (Нужно прочувствовать то, о чем поешь)
Слушание - «Песня Варяжского гостя»
Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №6)
Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота Обучение правилам коллектив
ной
деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. Самооценка своих возможностей и способнос-тей.
7 Первичная проверка понимания 3 мин Организует беседу
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».
Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)
С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?
Каким по тембру голосом он обладал?
Учащиеся дописывают логическую цепочку « - великий артист» Формулировать собствен-ное мнение и позицию Поиск и выделение необходимой информации
8 Работа над вокально хоровыми навыками
15 мин. Организует разучивание песни.
Разучивают песню. «В мире доброты» Артикуляционная гимнастика
-Какой характер у песни?
Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.
Речевые высказывания о характере песни, настроении
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин Объясняет сущность домашнего задания. Фиксирова-ние д/з в дневниках. Повторить слова песни
Продолжить логическую цепочку в тетради. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Поиск и выделение необходимой информации
10 Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин Предложить учащимся ответить на вопросы. Анализ своей деятельности -Что нового вы сегодня узнали?
-Что было легко? Что было трудно?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании