Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.


Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
1.Метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы и их соотношение друг с другом.
«Мета» -(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, м универсальными метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и умениями. Иногда – мыследеятельностью.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико – методические образцы развития предметной формы знания. Но при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивает целостность общекультурного, личного и познавательного развития и саморазвития личности. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Т.ометапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По мнению А.А.Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании русского языка и литературы в общеобразовательной школе, заключается:
В инновационных подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
В требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
В обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам.
В заложенных в программу развития школы идеях личностно-ориентированного обучения;
В формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
В обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).
Коммуникативной (учение эффективно сотрудничать с другими людьми).
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метопредметное значение:
Умения организовывать свою деятельность.
Определять её цели и задачи,
Выбирать средства реализации цели,
Применять их на практике,
Взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
Оценивать достигнутые результаты.
Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
Обобщённые способы решения учебных задач,
Исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Умение работать с разными источниками.
Готовность к профессиональному выбору:
Умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учётом собственных интересов и возможностей.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребёнка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться т.е способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. В более узком смысле – совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной программы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включаю организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного развития и саморазвития ребёнка.
Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, во –вторых, в создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, толерантных установок личности, в в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный.
2.Регулятивный
3.Познавательный.
4.коммуникативный.
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
РазвивающееобучениеЭльконина – Давыдова;
Мыслителительностнаяпедагоика;
Коммуникативная дидактика;
Эвристическое обучение;
Технология развития критического мышления.
По мнению специалистов общей основой разнообразных инновационных моделей обучения является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность.Это специальная деятельносчть по построению учебного познания – исследовательская. Эвристическая, проектная, дискусионная.
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи. Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, развиваются способы действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать, присходит интеграция знаний. Приобретается опыт творческой деятельности.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспоиизовдятся при работе с любым предметным материалом. Это составление кластеров, схем, конспектов, таблиц, схем.
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения.
(из опыта работы).
Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как правило, все учащиеся получают задание: приготовить сообщение, презентацию о художнике, чью картину будут описывать на уроке. Собирая материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование ум екния извлекать главное, композиционно правильно стоить сочинение, решается и коммуникативная задача - воспитание умения слушать собеседника. Например, работу по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»простых правил ЗОЖ, начинаем с релаксации, с целью закрепления простых правил ЗОЖ, если мы выполним их, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни леса.
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, весёлая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, над нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает
Задыхается от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе
Мы твои помощники, друзья
Мы, Земля, с тобой семья.
Познакомившись с этими простыми правилами (вести борьбу с лесными пожарами,природу, бережное отношение к окружающей среде, не загрязнять её.), приступаем к работе над описанием картины.
Здесь мы формируем личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявить внимание как наступает утро в сосновом лесу. Регулятивные УУД: оценивать, сравнивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, соблюдать правила общения, проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания.
Работу по теме «Имя числительное» можно построить так: Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. О, как много нас. (какое слово выделила я. О какой части речи мы поговорим с вами на этом уроке? …)
внимание (готовность к уроку, эмоциональный настрой на занятие). Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность (мотивирует учащихся на работу). Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы («Роль числительных в нашей жизни», «можно ли обойтись без имён числительных»), находить ответы по решению поставленных проблем (почему одни числительные называются простые, сложные, составные). Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, умения договариваться между собой, умения выражать друг друга.
Например,1 группа: назвать священные числительные в тувинском и русском языках. Дать комментарий к ним.
2 группа: записать пословицы, связанные с числительными и дать комментарий.(Семеро одного не ждут, семь раз отмерь, один раз отрежь).
3 группа: Назовите числительные, которые мы очень часто употребляем в своей речи, в жизни. (6 – шесть уроков, одно ведро воды, две булки хлеба…)
4 группа: составить предложения с составными числительными и перевести на родной язык. (идёт сравнение)
Приобретённые метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Использованная литература:
Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.
Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий.
Словарь – справочник по педагогике. Автор – составитель: В.А.Мижеров, под ред. П.И.Пидкасистого, М. 2004