Доклад на тему: Методическая организация учебных занятий

Методическая организация учебных занятий
1. Основные виды учебных занятий
В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:
1) урок;
2)лекция;
практическое занятие;
лабораторное занятие;
контрольная работа;
консультация;
самостоятельная работа;
производственная (профессиональная практика);
выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);
выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы);
другие виды учебных занятий.

2. Основные звенья (этапы) современного занятия
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к занятию;
проверка домашнего задания;
объяснение нового материала; а) план занятия;
6) актуализация при помощи установления внутрипредметных и межпредметных связей;
в) мотивация: постановка цели занятия перед студентами; организация восприятия и осмысления новой информации;
4) закрепление нового материала, форма проведения которого может варьироваться:
первичная проверка понимания;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на занятии и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и студентами, оценка знаний;
домашнее задание к следующему занятию;
подведение итогов занятия.
3. Основные требования к занятию:
Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.
Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели. Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программного материала предмета.
Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.
Обучение на занятии должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.
Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.
Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это небольшой отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец.
Знания студенты должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.
Преподаватель вносит в урок методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.
На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений студентов.
На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов как на теоретических, так и практических занятиях.
Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в техникуме, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учебного процесса.
Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.
На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.
Необходимо соблюдать дозировку временив организации каждого этапа занятия.
Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида знаний.
4. Структура занятия.
Структура занятия это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура занятия изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов;
указания на то, что студенты должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
Частое включение опорного материала для запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение студентам цели предстоящей работы;
воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).

Структура занятия формирования умений навыков:
постановка цели занятия;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений ;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог занятия;
задание на дом.
Структура занятия повторения:
организация начала занятия;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;
задание на дом.
Структура занятия проверки знаний:
организация начала занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Студенты не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет их готовность к дальнейшему изучению материала;
постановка задач занятия. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы они вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента; подведение итогов занятия. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.
Структура занятия применения знаний, умений и навыков:
организация начала занятия (психологический настрой студентов);
сообщение темы занятия и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнения по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего занятия:
организационный момент;
вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов занятия;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного занятия (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала занятия;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов занятия;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).
Каждый преподаватель готовится к занятию по-своему: кто-то пишет развернутые конспекты, некоторые рисуют схематически ход занятия, снабжая схему своими комментариями, некоторые формируют таблицу, в которой отражают основные моменты совей деятельности и деятельности студентов.
5. Рекомендации к составлению плана-конспекта
План-конспект занятия, как правило, состоит из следующих рубрик:
Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.
Занятие № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из вашего поурочного планирования.
Тип занятия: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого занятия. Могут быть: урок изложения нового материала, повторения и закрепления, контроля, комбинированный.
Форма проведения: лекция, семинар, беседа, практическое занятие, лабораторная работа, комбинированный урок и пр.
Цели занятия: кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.
К целям занятия относят следующие элементы:
1. Образовательная:
формирование знаний (перечислите, с чем связанных);
формирование умений:
специальные умения (например, решение задач, видение алгоритмов и методов);
общеучебные умения (например, умение логически и полно выстраивать ответ).
2. Воспитательная:
нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;
потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
3. Развивающая:
развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностей мотивационной области;
умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы. Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и
приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, компьютер и т. д.)- Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.). Для уроков информатики сюда можно включить используемое программное обеспечение.
План занятия: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблицы следующего содержания:

№ п/п
Этап урока
Примеры и методы
Время, минута

1
2
3
4

1




2





Обычно выделяются перечисленные ниже этапы.
Для занятия изложения нового материала:
организационный момент;
актуализация базовых знаний;
изложение нового материала;
первичное закрепление;
подведение итогов урока;
оглашение задания на дом.
Для занятия закрепления и повторения:
организационный момент;
актуализация базовых знаний;
повторение и закрепление изученного материала (решение задач, выполнение лабораторных работ, выполнение творческих, самостоятельных работ и т. д.);
подведение итогов занятия;
оглашение задания на дом.
Для занятия контроля знаний:
организационный момент;
актуализация базовых знаний (по мере необходимости);'
изложение требований к контрольной работе (тесту, нестандартному уроку);
оглашение задания на дом.
Иногда домашнее задание, которое студенты получат на следующее занятие, указывают вне таблицы.
Ход занятия основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению занятия. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы:
№ этап
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1
2
3

1



2



6. Дидактическая и хронологическая структура занятия
Элементы структуры занятия
Содержание деятель-ности преподавателя
Содержание дея-
тельности студентов
Дозировка
времени

1
2
3
4

1. Целевая установка




2. Контроль и оценка знаний




3. Актуализация знаний и опыта студентов




4. Формирование новых знаний и способов действий




5. Применение новых знаний и способов действий




6. Домашнее задание





Литература:
Саенко О.Е., Семионова Н.Ф, Настольная книга заместителя директора колледжа, техникума. М. Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2007
ГБ ПОУ
«Байконурский электрорадиотехнический техникум им. М.И. Неделина»





Доклад
Методическая организация учебных занятий
(на семинаре повышения педагогического мастерства)









Подготовила: И.В. Зайнилова.
17.09.2010 г.
15