Конспект ООД на тему: Волшебные подушки


Конспект ООД в рамках заседания муниципального методического объединения воспитателей на тему:
« Волшебные подушки» / старшая группа/.
Программное содержание:
-создать у детей положительный настрой
-пополнить знания детей о подушке и их назначении, расширить представления о культуре татарского народа;
-побуждать детей высказываться из личного опыта, пытаться самим составлять загадки;
-развивать творческие способности-воспитывать любовь и уважение к национальным традициям.
Словарная работа: холофайбер, ортопедическая, кислородная, дегэч, каз канаты, монитор.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: эмоциональный настрой, беседа, вопросы, рассматривание, игровой, поощрение.
Предшествующая работа: чтение произведений, составление загадок, рассматривание картин, игры, составление узоров из геометрических фигур.
Оборудование: гусиный пух, разные подушки, ширма, схема, показ материалов через монитор, каз канаты (гусиное крыло), дегэч (гусиные перья), коробочка, подушка - сюрприз, кровать.Раздаточный материал: атласные наволочки, элементы татарского орнамента из самоклеющей пленки, гостинцы, на полу лежат подушки, на которых будут сидеть дети.
Ход ООД:
1. Дети входят в группу. Приветствие детей.
Воспитатель показывает детям коробку с гусиными перышками (раздать детям)
- Что это такое?
- Перышко. Возьмите в руки, давайте рассмотрим.
- Какое оно?
- Воздушное, пушистое, светлое, легкое, мягкое, теплое
- Что можно сделать из перышек?
- Подушки
Вот сегодня и поговорим о волшебных подушках. Садитесь, пожалуйста, на подушки, которые лежат на полу.
- Что такое подушка?
- Подушка - это мешок с пухом, который клали под ухо, поэтому её и назвали подушка.
- У Вас дома есть подушки?
- Какие бывают подушки? Ответы детей.
Правильно, разные: ватные, пуховые и другие. /Показать пуховую и соломенную\.
Когда я была маленькой, мне бабушка рассказывала, что в старину у бедных были соломенные подушки, (потрогать) а у богатых – пуховые: чем больше дома подушек, тем богаче считалась семья. Откуда брали пух? (ответы детей)
В татарских деревнях издавна держали гусей, затем зимой устраивали гусиные праздники «Каз омэсе». На этом празднике собирались молодые женщины и помогали хозяйке ощипывать гусей, а пух набивали в подушки. Гусиные крылья использовали в хозяйстве, ими сметали крошки со стола и подметали труднодоступные места в избе, а из гусиных перьев делали дегэч для смазывания сковородок маслом (показывает). Посиделки «Каз омэсе» заканчивались играми.
2. У Вас в коробочках пух, мы с вами будем набивать ими подушки (показать и начать набивать пухом атласные наволочки). Во время работы ведется беседа.
В татарской избе, чем больше подушек, тем богаче считалась семья.
Где еще использовались подушки? (показ картин через монитор)
- На сабан туе, сидя на бревне, подушкой должны сбить друг друга.
- Существовало ряд обычаев: почетных и дорогих гостей усаживали на подушки
- Встречая невесту в новой семье, под ноги ей клали подушку, чтобы невеста была мягкая, ласковая, как подушка. Вы любите сочинять загадки? (показ схемы)
Глядя на схему можно рассказать о цвете, о форме, о размере и что делают?
- Она мягкая, теплая, на ней спят. Что это?
- Набито пухом, лежит под ухом?
- Два брюха, четыре уха?
- В мешке лежит пух, мешок кладут под ухо?
- Что можно сделать из гусиных перышек? /дегэч/
Вы закончили работу? Давайте уберем ваши подушки на кровать, как в татарской избе.
3. Физкультминутка: игра с подушкой. Стоя в кругу, передают подушку под музыку, на ком остановится музыка, дают задание. (Покричать, как гусь, показать, как ходит гусь и т.д.)
4. Открыть ширму, а там кровать с разными подушками.
- Дети, для чего нужна подушка? (спать, сидеть, играть, лечится, украшать)
- Посмотрите, сколько разных подушек. (Предложить детям взять по одной подушке и рассказать о ней).
- Это пуховая, на ней сладко спят.
- Это ватная. Для чего она нужна? (на ней сидят)
- А еще есть такие наполнители, как холофайбер, эти подушки против аллергии.
- Это травяная, потрогайте, понюхайте - она лечебная, пахнет.
- В форме косточки – ортопедическая, она против болезни шеи.
- Песочные – их клали на голову при ходьбе, для того, чтобы была красивая осанка.
- Подушки, набитые солью, лечат от простуды.
- Есть деревянные подушки – это самые первые подушки, сейчас они бывают в бане.
- Эти красивые подушки - для украшения комнаты.
- Кислородные подушки – используются в больнице, на скорой помощи.
Про подушку рассказали, много нового узнали
Ой, какие удальцы. Вы, ребята молодцы!
5. А сейчас мы с Вами попробуем сами сделать подушки из готового теста или украсить готовые подушки (по выбору детей).
- Эти подушки я хочу подарить Вам. Вы так сегодня старались, спасибо.
На этом тайна подушки не заканчивается. Посмотрите на чем Вы сидели, на что они похожи? Что с ними можно делать? В какие игры можно играть? Можно превращать подушки в сказочные персонажи и показывать разные спектакли.
Посмотрите, еще одна подушка - игрушка затаилась. Рассмотреть ее.
- Да она непростая. Посмотрите, на что похожи конфетки, печенье?
/ Достать угощение - конфетки и раздать детям/.