Конспект урока по химии Основные сведения о строении атома


Химия 8 класс.
Тема урока: Основные сведения о строении атома.
Цели урока: показать, что этимологическое начало понятия «атом» («неделимый») не соответствует действительности – атом делим. Дать понятие о составе атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число, заряд ядра.
Задачи:
Образовательные: изучить строение, состав атомных ядер.
Развивающие:
развивать научное мышление при установлении причинно-следственных связей, сравнении химических объектов, применении знаний и умений в новых ситуациях, в том числе, для решения межпредметных проблем;
развивать интерес и другие мотивы изучения химии при знакомстве с историей становления идеи о делимости атома в науке и научными работами ученых.
Воспитательные:
формировать умение работать с книгой;
через групповую работу, воспитание чувства сотрудничества, сотворчества,
создание условий для реальной самооценки учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Технология: деятельностный подход
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно-дискуссионный, использование информационно-коммуникативных технологий, межпредметная беседа, диалогическое изложение, групповая работа при коррекции и первичном контроле.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, интерактивная доска, электронная презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма взаимодействия
I этап: организационный •Приветствие кадет
•Заполнение журнала.
•Проверка готовности класса к уроку. Доклад дежурного о готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Коллективная, индивидуальная.
II этап: повторение,
проверка домашнего задания. Мы познакомились с первоначальными понятиями в химии. Как усвоен теоретический материал проверим, проведя самостоятельную работу.
Самостоятельная работа в течение 15 мин. (см. приложение 1). Выполняют письменную самостоятельную работу Индивидуальная.
этап: изучение нового материала.
Актуализация знаний
(Работа с интерактивной доской) Ответьте на вопрос: (слайд 1).
Что такое химический элемент?
Какие три формы существования элемента вы знаете?
Что такое простые вещества?
Что такое химические соединения?
Итак, мы знаем, что мельчайшей частицей вещества является атом. А как устроен атом? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Формулирую тему урока.
(слайд 2). «Основные сведения о строении атома» Отвечают на вопросы.
Химический элемент – определенный вид атомов.
Свободные атомы → Простые вещества → Соединения (сложные вещества).
Простые вещества состоят из атомов одного вида.
Сложные вещества состоят из атомов разного вида.
Записывают тему урока в тетрадь.
Коллективная, индивидуальная.
(фронтальный опрос)
Целеполагание и мотивация. Исходя из названия темы урока, как вы думаете, что нового вы сегодня узнаете и каковы цели нашего урока?
Цели урока (слайд 3) Самостоятельно формулируют цели урока.
Индивидуальная.
Изучение нового материала. Основные этапы познания атома:
1. Демокрит – ввёл понятие «атом – неделимый» (слайд 4) Экспериментальные данные, свидетельствующие о делимости атома
(слайды 5-7)
1 Стони (ирландский физик) – доказал, что электричество переносится электронами(ē). Они входят в состав атома.
2 Томсон и Перрен – доказали, что катодные лучи это ē и они имеют отрицательный заряд.
(Описание опыта с катодной трубкой.)
(слайды 8-9)
3 Беккерель – обнаружил, что соли урана испускают излучение, засвечивая фотопластинку.
Назвал это излучение – радиоактивность.
Так как аналогичные соли других металлов не испускают излучение, следовательно, излучают атомы урана.
α – положительно заряженные частицы
β– отрицательно заряженные (ē)
γ – нейтральные (нейтроны).
(слайд 10)
Основные этапы познания атома.
Вывод. Атом делим, и имеет сложное строение. (слайд 11) Смотрят фильм «Химия – плоды просвещения»
Записывают в тетрадь Коллективная,
Физминутка Модели строения атома.
Опираясь на полученные данные, Джозеф Томпсон предложил в 1903 году одну из первых моделей строения атома. Он считал, что атом представляет собой шар, по всему объему которого равномерно распределен положительный заряд. Внутри этого шара находятся электроны, и каждый ē может совершать колебательные движения около своего положения равновесия. (Слайды 12-14).
Резерфорд и его ученики и коллеги провел ряд опытов по уточнению распределения положительного заряда в атоме. За основу он принял модель Томпсона.
(Рассказ об опытах Резерфорда) Опыты Резерфорда доказали, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень маленьком объеме – ядре атома, и не соответствует модели Томсона. Э.Резерфорд предложил планетарную модель атома Слушают и записывают выводы. Современная модель строения атома. (слайд 15) Схему записывают в тетрадь. Коллективная, индивидуальная.
Характеристики элементарных частиц (слайд 16) – таблица. Анализируют состав атомного ядра и электронной оболочки. Работа с текстом учебника (стр.45, табл.2). Работа в парах.
Взаимосвязь между составом атома и ПСХЭ (слайд 17). Дополняют схему.
Работа с текстом учебника (стр.46, рис. 31, стр.47). Работа в парах.
Вводим понятия «массовое число», «заряд ядра» (слайд 18) Записывают условные обозначения и формулу для расчета Коллективная,
Вывод. Атом – это электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.
(слайд 19)
Формулируют самостоятельно, используя схему. Записывают в тетрадь. Коллективная, индивидуальная.
Осознание и осмысление учебной информации (закрепление) Задание: заполнить таблицу «Связь порядкового номера элемента с зарядом ядра атома».
(см.приложение)
(слайд 20) Заполняют таблицу, используя ПСХЭ Индивидуальная
Первичная проверка знаний. (слайд 21)
Ответьте на вопросы:
1. Какие научные открытия доказали, что атом сложная частица?
2. Чему равен заряд ē?
3. Из чего состоит ядро?
4. Чему равен заряд P+ ?5. Где сосредоточена вся масса атома?
6. Чему равен заряд N0?
Отвечают на вопросы устно. Коллективная, индивидуальная.
Этап: заключительный Рефлексия. 1). Понравился ли вам сегодняшний урок?
2). Что нового узнали? Отвечают на вопросы. Подведение итогов. 1). Достигнуты ли цели урока.
2). Выставление оценок. Анализ работы на уроке. Определяют самостоятельно. Задание на самоподготовку § 7 Упр. 4, 5(слайд 22)
Записывают д/з
Приложение 1.
Самостоятельная работа по теме
«Введение. Первоначальные химические понятия».
Вариант 1.
Используя химическую символику (знаки химических элементов, индексы, коэффициенты), запишите:
а). Три молекулы кислорода, каждая из которых состоит из двух атомов кислорода.
б). Четыре атома водорода.
Запишите знак химического элемента второго периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов.
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, формулы которых BaO, H2CO3.
Рассчитайте массовую долю серы в соединении K2SO4
Самостоятельная работа по теме
«Введение. Первоначальные химические понятия».
Вариант 2.
Используя химическую символику (знаки химических элементов, индексы, коэффициенты), запишите:
а). Две молекулы азота, каждая из которых состоит из двух атомов азота.
б). Три атома углерода.
Запишите знак химического элемента третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов.
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, формулы которых Cu2O, Na2SO3.
Рассчитайте массовую долю натрия в соединении Na2CO3
Самостоятельная работа по теме
«Введение. Первоначальные химические понятия».
Вариант 3.
Используя химическую символику (знаки химических элементов, индексы, коэффициенты), запишите:
а). Пять молекул хлора, каждая из которых состоит из двух атомов хлора.
б). Четыре атома водорода.
Запишите знак химического элемента второго периода главной подгруппы VI группы Периодической системы химических элементов.
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, формулы которых Na2O, Fe(NO3)2.
Рассчитайте массовую долю натрия в соединении Na3PO4
Приложение 2.
Таблица «Связь порядкового номера элемента с зарядом ядра атома».
Знак химического элемента Название химического элемента Число протонов Число нейтронов Число электронов
S алюминий 14 20
К