Выступление к презентации Создание условий способствующих повышению уровня владения русским языком через знакомство с лучшими образцами отечественной культуры»


МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»

«Создание условий способствующих повышению уровня владения русским языком через знакомство с лучшими образцами отечественной культуры»
Подготовила
учитель начальных классов:
Шпакова Ольга Александровна
Моршанск 2016 г.

К.Д. Ушинский предупреждал, что не только
знание орфографии самой по себе, но даже
"знание грамматики без навыка и развития
дара слова ... ни к чему не ведет!"
Тема моего вступления звучит так: «Создание условий способствующих повышению уровня владения русским языком через знакомство с лучшими образцами отечественной культуры».
Прежде, чем мы начнем беседу по этому вопросу, давайте разберемся, что же означает понятие уровень владения русским языком? Данное понятие включает в себя развитие следующих языковых норм:
-речевая коммуникация;
- произношение;
- фонематическое восприятие;
- навыки языкового анализа;
- лексика;
- грамматический строй;
- связная речь;
- чтение;
- письмо.
Все эти вышеперечисленные нормы прививаются и развиваются на такой дисциплине, как русский язык, через ряд задач. И одной из таких задач является – приобщение школьников к образцам художественной литературы, на уроках русского языка.
Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств.
Фольклор – это наше духовное богатство, наша внутренняя духовная среда, точно так же требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим.
Фольклор – это и есть "веков связующая нить”, которую мы должны передать своим детям точно так же как передавалось она из поколения в поколение из уст в уста.
Горели рукописи, в пепелища превращались целые библиотеки, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Память народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков.
С фольклора начинается познание истории. Фольклор отвечает на вопрос "откуда есть пошла Русская земля”, какие духовные и нравственные ценности заложены в ней изначально.
Фольклор – это еще и постижение языковых богатств живой народной речи. У детей обостренное чувство языка, чуткая восприимчивость к живому слову, любознательность. А фольклор – это основа основ воспитания и обучения детей, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов.
Огромным наследием отечественной культуры являются такие произведения как народные сказки, которые являются частью русского фольклора.
Опираясь на собственный опыт работы в данной области, я хочу отметить тот факт, что очень интересно проходят уроки по русскому языку, когда они опираются на работу по содержанию сказок. Как авторских, так и народных.
На "традиционных" уроках родного языка сегодня трудно отделаться от гнетущего ощущения пустоты и скуки. Здесь важно урок построить так, чтобы было познавательно и интересно. Ведь интересное - усваивается легче скучного. Для этого я использую в своей работе разнообразные методы.
При работе с текстовым материалом  большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:- Словесное рисование  -  это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки.-  Сочинение сказок –  это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.  При работе со сказкой можно  использовать следующие приемы: - «Выворачивание сказки  наизнанку» по  технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке  излагаются в  той же  последовательности, но вместо персонажей  этой   сказки  вводятся   новые   персонажи  или другие объекты). Этот прием  помогает  детям отойти от   стереотипов  при   придумывании продолжения уже знакомой сказки. (Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)
 -Решение сказочных задач. - Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться? - Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.
-Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.
- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование, сопровождающееся рассказом)Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать.
Уроки родного языка должны проходить в атмосфере творческого содружества учителя и ученика, увлеченных упорным трудом, поиска истины, стремлением увидеть красоту и гармонию, необыкновенное в обыденном. Пусть будет трудно, но интересно. Поэтому именно на уроках родного языка школьник "учится учиться", развивает навыки исследовательской деятельности, формирует современное научное мировоззрение.
Хочу порекомендовать учителям завести специально тетради "Мои открытия правил родного языка". Составление разного рода словариков: личных имен, устаревших слов, грамматических терминов, пословиц и поговорок, "крылатых выражений" и т.п.
Так же особенно интересны уроки, связанные с изучением фразеологизмов.
Фразеология – как раздел фольклора, отражает национальную специфику языка, образное мышление народа. Использование фразеологических оборотов в речи позволяет четко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, свое отношение к фактам действительности. Без фразеологии язык неполон, лишен своего аромата. Кроме того, фразеология смыкается с выражениями пословично-поговорочного типа и афоризмами, заключающими в себе огромные морально-этические ценности, мудрость народа. Помочь младшему школьнику овладеть этим богатством, хотя бы частично – задача школы.
К сожалению, в наш век компьютерных игр и общения посредством чатов и сайтов - дети стали меньше читать, а если и читают, то в основном развлекательные. К сказкам же обычно после детского сада интерес угасает. А, ведь, сколько мудрости в них! Сколько фразеологических оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую он попал, его настроение.
С предыдущим своим выпуском мы реализовывали исследовательский проект, связанный с фразеологизмами.
После проведенного опроса по данной теме мы выяснили, что не все ребята в начальной школе могут объяснить значение фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится, более образной, яркой и эмоциональной.
В ходе исследования мы проанализировали русские народные сказки, выявили фразеологизмы, источники их возникновения и смысловую нагрузку. Провели опрос среди учащихся и сделали выводы о том, что данное исследование имеет практическое значение, поскольку овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно – выразительных средств, и  огромную роль может сыграть именно работа с фразеологизмами.
И чтобы не растерять такой уникальный дар русского слова как фразеологические обороты, важно проводить эту интереснейшую, на мой взгляд, работу, в виде исследовательских проектов, которая позволит украсить речь людей.
Использование в своей работе ИКТ также позволяет решать мне на этих уроках ряд поставленных задач, в том числе: обеспечить наглядный материал, делать обучение проблемным, интересным, творческим, познавательным, ориентированным  на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.Вот один из примеров работы с фразеологизмами по сказкам А.С. Пушкина на уроке. Ввожу в один из этапов урока данный вид работы, представляя ее перед детьми как очередное упражнение.
Например: Фрагмент урока Русский язык. 2 кл.
Тема: Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова (общее знакомство).
Беседа учителя: В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, еще в то время, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. Их нужно запоминать и знать их толкование (значение). Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей.
Знакомство с фразеологизмом.
(Тексты из сказок А.С. Пушкина с фразеологическими оборотами)
И в заключении хочу сказать следующее.
Родной язык - мощный фактор консолидации, интеграции народа, нации, важнейшее средство связи поколений. Ни один предмет школьного образования не имеет более важного значения, чем родной язык. Вход в здание любой науки лежит через двери языка: успешное овладение предметами школьного образования самым непосредственным образом зависит от степени владения языком образования.
Язык - среда обитания народа и каждого человека. Мы "дышим" речевой продукцией своих современников в повседневном общении дома и в школе, на улице, в автобусе, магазине, слушая радио или телевизор... Так или иначе мы воспринимаем речевую продукцию своих предшественников, выдающихся мастеров родного слова (писателей, артистов, ораторов, проповедников, лекторов и т.п.). Сегодня остро встала проблема экологии языка. Неблагополучное состояние природной среды может подорвать здоровье человека. Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа, может уничтожить народ как культурно-исторический феномен. Преподавание родного языка в школе содействует его самосохранению и саморазвитию, реально обеспечивая его будущую жизнь, будущее историческое бытие народа.