Экологическое образование и воспитание младших школьников


Экологическое образование и воспитание младших школьников.
В системе образования я проработала 39 лет. В данной школе – 35 лет. Учитель - непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели, молодые люди? Цель моей педагогической деятельности на данном этапе: воспитание гуманной, творческой личности, бережно относящейся к богатствам природы и формирование компетентного члена общества. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1)раскрытие способностей каждого ученика путём формирования целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
2)развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
3)обучение учащихся методам познания окружающего мира;
4)воспитание компетентного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Для реализации цели и задач в кабинете имеется ноутбук, мультимедиа проектор, экран, диски по математике и окружающему миру имеет каждый учащийся, таблицы, тесты, раздаточный материал, методическая литература. Родители обеспечили детей учебниками, печатными тетрадями УМК «Школа России».
Переплетение экологии и краеведения позволяют расширить границы познания учащимися окружающего мира по спирали - от родного "гнезда", родного края к Отечеству. Такую логику построения эколого - краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: системность, постоянность, доступность, комплексность. Общаясь с природой дети по-иному относятся к ней. Природные факторы действуют успокаивающе. Воспитательный потенциал природы безграничен - это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения экологической культуры.
Различные формы организации поведения ребёнка в природе, как создание экологических троп, всевозможные проекты, игры экологической тематики, организация природоохранной деятельности и мониторинговых микроисследований, имеет своей целью целенаправленное воспитание экологической культуры. Умение взаимодействовать экологически грамотно с окружающей средой, обогащает личный опыт ребёнка знаниями о достижении гармонии человека с собой и окружающими людьми. Находясь в постоянном поиске нового, я применяю в своей работе новые педагогические технологии: использую методику опережающего обучения, коллективные формы организации урока в динамических парах, научных группах, разрабатываю проектную деятельность, занимаюсь исследовательской деятельностью.
Разрабатываю учебные рабочие программы по ФГОС второго поколения, программы по внеурочной деятельности учащихся.
Так как я работаю над проблемой « Экологическое образование и воспитание младших школьников на межпредметной основе», мною разработаны программы по окружающему миру, факультатив «Экология», план работы кружка «Юный друг природы», эколого – краеведческий проект «Сохраним целебные источники села Кырен!»
С данным проектом я выступила перед учителями Кыренской СОШ, на районном конкурсе «Хрустальная капелька», дважды выступала перед учителями стажировочной площадки. Я реализую I модель экологического образования и воспитания - "Многопредметная". В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования и воспитания учащихся.
Использование примеров, задач экологического направления способствует формированию вычислительных навыков, а так же экологических знаний об объектах природы, их свойствах, экономической пользе. Итак, на уроках математики можно решать, уточнять, углублять знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира.
Кроме этого, учащиеся получают дополнительные сведения о своем крае, парках, о видах животных, занесенных в Красную книгу. Внедряю новые технологии обучения - это коллективные формы организации обучения учащихся в динамических парах или парах сменного состава. Это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Освоение коллективной работы начинается с первого класса. Сначала учатся работать в парах, затем в четверках, а после в группах. На уроках окружающего мира при прохождении природных зон делю класс на научные группы: географы, ботаники, зоологи, социологи. Дети устанавливают соответствие по таблицам, рассказывают всё о природной зоне сами, используя частично - поисковый, поисковый методы работы. Во время коллективной работы ученики свободно общаются, разговаривают, доказывают друг другу свою точку зрения, спорят. Такая работа способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
Большое внимание уделяю экскурсиям, походам. Ведь самое доброе в детях: отзывчивость ко всему живому, сострадание к ближнему - закладывается в детстве. В 1991 году образован "Тункинский национальный парк". Более 20 лет он проводит огромную работу по воспитанию экологической культуры у учащихся в школах района. С помощью нацпарка и родителей, мы с детьми побывали в Аршане, Хонгор- Ууле, Вышке, Хойтоголе, Мондах. На привале в исполнении учащихся звучат стихи, песни, проводим соревнования, организовываем обед. После таких экскурсий в памяти детей остаются неизгладимые впечатления. После поездки я предлагаю детям написать сочинение, стихотворение, выполнить рисунки, сделать поделки.
Такая работа обогащает словарный запас, развивает познавательный интерес, а главное - любовь к своей малой родине. Очевидна связь с уроками русского языка, чтения, изобразительного искусства, физкультуры.
Систематическая, исследовательская работа по экологическому образованию и воспитанию на межпредметной основе даёт конкретный результат в овладении общеучебными компетенциями, а именно:
1) повышается уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; 2) изменяется уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемый рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
3) происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы, видеофильмов;
4) увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной, самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
5) учащиеся включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают собственные стихи, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Анализируя результаты педагогической деятельности, я думаю, что невозможно и не нужно ставить точку на достигнутом.

15