Презентация на тему Формирование УДД при решении текстовых задач


Формирование универсальных учебных действий при решении текстовых задач Учитель начальных классов Вяжева Е. Н. ЗАДАЧА 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. 3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования . Признаки текстовой задачи Словестное изложение сюжета1Числовые значения величин/ числовые данные2Задание сформулировано в виде вопроса 3 Методы решения задачпрактический;графический;арифметический; алгебраический;логический;комбинированный. Подготовительные этапынавык чтения;представление о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, о понятиях увеличить (уменьшить) на несколько единиц, о разностном сравнении;основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);умение описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;умение переводить текстовые ситуации в схематические модели. Этапы решения задач Ознакомление с содержанием и осмысление задачиПоиск и составление плана решенияЗапись решения и ответа (осуществление плана)Проверка решения задачи1234 Этап решения задачиНомер этапа (отметка педагога)Выполнение плана решения задачиОзнакомление с содержанием задачи, анализ содержания задачиСоставление краткой записи, схемы задачиПроверка полученного решенияФормулировка ответа к задачеПоследующая работа над задачейИсследование задачиПоиск способа решения задачи, составление плана Этап решения задачиНомер этапа (отметка педагога)Выполнение плана решения задачи4Ознакомление с содержанием задачи, анализ содержания задачи1Составление краткой записи, схемы задачи2Проверка полученного решения5Формулировка ответа к задаче7Последующая работа над задачей8Исследование задачи6Поиск способа решения задачи, составление плана3 анализ текста задачиПонять задачу - это значит: • Понять значение всех слов и смысл предложений в тексте и ситуацию, изложенную в тексте; • выделить математическую суть задачи Анализ текста задачиОрганизация подготовительной работы к восприятию текста задачиОбучение правильному чтению задачи обучение приемам:- Представление описанной в задаче ситуации; - «драматизация» ситуации задачи; - постановка специальных вопросов по содержанию задачи: о чем эта задача, что известно, что нужно найти, как связаны между собой данные, что является искомым - число, отношения или некоторое утверждение; - разбивка текста задачи на смысловые части; - переформулировка текста задачи (без специальной записи или при наличии ее). Обучение моделированию 1234 Для приобретения опыта в анализе текстов задач используются приемы: • сравнение текстов задач: Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить, какую - нет? Почему? На одном проводе сидели ласточки, а на другом - 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах? На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом - 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах? На какие вопросы можно ответить, пользуясь данным условием? От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом еще 4 дм.Вопросы: Сколько всего дециметров проволоки отрезали? На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй? На сколько дециметров проволока стала короче? Сколько дециметров проволоки осталось? Подбери условие к данному вопросу и реши задачу. Сколько всего детей занимается в студии? В студии 30 детей, из них 16 мальчиков. В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек. В студии 8 мальчиков и 20 девочек. В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше. Распознавание текста задачи: Будет ли этот текст задачей? Измени его так, чтобы он стал задачей. На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе? • решение задач с недостающими и лишними данными; • анализ задач с противоречивым условием и вопросом. -кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);— декодирование/считывание информации;— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположениепредметов или отношения между предметами или их частями— умение строить схемы, модели и т. п.Моделирование как универсальное учебное действие СхематизированныеЗнаковыеВещественные (обеспечивают физическое действие с предметами)моделирование текстовых задачВиды моделей текстовых задач Графические (обеспечивают графическое действие):• рисунок; • условный рисунок; • чертеж; • схематический чертеж (схема) Text in hereText in hereНа естественном языке:• текст задачи; • краткая запись; На математическом языке:• выражение; • равенство; • уравнение; Методические приемы анализ уже построенной моделизапись решения по моделиизменение модели в соответствии с требованиемвоспроизведение задачи в удобной форме по моделивыбор среди предложенных моделей той, что соответствует данной задачеПриемысоставление задачи по модели-нахождение ошибок в предложенной модели; -выстраивание модели по решению; -выбор решения, соответствующего модели; -определение по модели всех арифметических способов решения данной задачи. поиск и выполнение плана решения задачиСинтетический Аналитический Для украшения зала к Новому году дети 3 класса сделали 76 гирлянд из цветных фонариков. На украшение сцены зала, где будет проходить новогодний утренник, пошло 16 гирлянд, третьей частью оставшихся гирлянд из цветных фонариков украсили стены школьного зала, а остальными –вход в школу. Сколько гирлянд из цветных фонариков украшали вход в школу? Способы проверки решения текстовых задачПрикидка Установление соответствия между результатом решения и условием задачи Решение другим методом или способом . Составление и решение обратной задачи Сравнением с правильным решением Решение задач «с малыми числами» Спасибо за внимание!