РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Ворожнина Вера Ивановна,
учитель математики МАОУ «СОШ № 30» АГО.
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Чтоб был удачным в жизни старт,
Чтоб человечек рос успешным
Зажжем в нем творческий азарт,
И к знаниям любовь, конечно!
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, её направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к школьникам, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинают формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без умножения и сохранения интеллектуального творческого потенциала общества.
Поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – одна из важнейших задач классного руководителя. В индивидуальной помощи в той или иной мере нуждается каждый человек.
Деятельность классного руководителя по поддержке ребенка в образовательном процессе складывается из
- исследования потенциала, который имеется у ребенка;
- стимулирование желание ребенка обнаруживать собственные интересы;
- поддержке ребенка в стремлении реализовать собственные ценности;
- поддержке школьника в процессе его самореализации;
- организации рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя.
Определенным потенциалом одарен каждый ребенок. Он проявляется в способности показывать собственные интересы, осознавать, анализировать, выбирать, видоизменять и удерживать их с помощью собственной активности волевых усилиях. Однако это потенциал может оказаться недостаточно реализованным, если он будет развиваться стихийно и не удерживаться через отношение подрастающего ребенка к собственной жизни как самоценному дару, реализовать который – его жизненная задача.
Задачи для учащихся:
- самоопределение и самореализация школьников;
- адаптация личности в социокультурной среде;
- развитие индивидуальности и творческого потенциала школьников;
Для себя, как классного руководителя, я ставила перед собой задачи:
- выявление и развитие интеллектуальных, творческих и др. способностей школьников;
- педагогическая поддержка школьников
Для родителей:
- развивать сотрудничество между родителями и школой в процессе совместной деятельности;
- повышать психолого-педагогическое просвещение родителей;
Свой класс, я взяла с пятого класса, и являлась классным руководителем в течение пяти лет.
Диагностика коллектива и личности – важное звено в системе работы классного руководителя. Изучение особенности школьника, понимание мотивов поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной экономной.
Направление диагностики.
Изучение индивидуальных особенностей личностей учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности;
- коммуникативно-организаторские умения и навыки;
- компетенция.
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально – психологический климат в классе;
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы;
Для выявления способностей школьников, я использовала методы:
- выявление способных детей с помощью родителей (опросник для родителей), педагогов;
- тренинги, с привлечением психологов;
- работа педагогов с детьми, направленная на развитие и углубление своих способностей (расширение и углубление знаний по отдельным предметам через факультативные занятия).
Проводимые диагностики: «Познавательная сфера», «Сфера личностного развития», «Качество личности, которое надо выработать в себе, чтобы достичь успеха», «Оценка развитости качеств личности школьника», «Недописанный тезис», «Коммуникативно-организаторские умения и навыки», «Компетенции» и др.
Способными детьми по оценки специалистов можно назвать тех, которые в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах. По результатам диагностики класса, школьники разделились на несколько групп.
- академическая (дети, которые хорошо учатся в школе) – 12 человек;
- творческая – 13 человек;
- художественно-изобразительная – 1 человек;
- музыкальная – 6 человек;
- артистическая – 8 человек;
- спортивная – 10 человек;
- лидерская – 1 человек;
- техническая – 4 человека;
- литературная – 2 человека.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключалась в том, что обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежали, принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
-анкетирование; - беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- проведение праздников;
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществлялся на основе и в соответствии с результатами диагностики. Определение уровня развития и интересов школьников.
Направление воспитательной работы с классом были следующими:
учение, творчество, общение, здоровье, досуг.
Формы реализации:
- конкурсы;
- театральные постановки;
- выставки;
- концерты;
- вечера;
- олимпиады по предметам;
- интеллектуальные игры;
проектная деятельность; -
- викторины;
- мозговые штурмы;
- акции и проекты;
- КТД;
- посещение музеев, выставок;
- дни здоровья;
- конкурсы плакатов и газет;
- спортивные соревнования;
- походы (на базу «Бодрость»)
- ток-шоу;
- мультимедийные презентации;
- встречи с интересными людьми;
- портфолио.
Перемены, произошедшие в обществе в социальной жизни, информационный взрыв, изменили представление об образовании и воспитании. Сколь бы прочны и обширны не были знания школьников, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Главную задачу, своей деятельности определила в создании психолого – педагогических условий, развитии технологий воспитания, индивидуализации, организации совместной деятельности школьников, классного руководителя, педагогических коллективов школы и дополнительного образования, родителей.
Средствами достижения цели становятся инновационные воспитательные технологии:
- технология коллективной творческой деятельности (КТД);
- технология самовоспитания школьника (Г.К. Селевко);
- технология деятельности классного руководителя (Н.И. Дереклеевой);
- игровые технологии;
- мониторинговая деятельность классного руководителя.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое свое
И нет планет похожих на нее.
УЧЕНИЕ
Анализируя мотивы учебной деятельности (по результатам диагностик) можно отметить присутствие
- познавательного интереса - 12 человек (учусь потому, что интересно узнавать новое, хочу больше знать);
- социальный мотив – 6 человек (престиж будущей профессии);
- мотив принуждения – 5 человек (учусь потому, что этого требуют мои родители);
Отсутствие мотивации – 2 человека.
Индивидуальную образовательную траекторию школьники подтверждали активным участием в предметных олимпиадах, в интеллектуальных играх, в НПК, в проектах (участие в ОКР «Время. Школа. Мы»). Два человека из класса закончили 9 класс с аттестатом особого образца. 10 человек без троек (на «4,5»).
Многие из них являлись призерами нескольких олимпиад.
1. Невмывака Е. - областной уровень – (II место во Всероссийской олимпиаде по риторике; I место во Всероссийской олимпиаде по физкультуре)
городской уровень – (I место «Юные знатоки Ислама», I место – физкультура, II место – РиКО).
2. Митрофанова К. – городской уровень – (III место ОБЖ)
3. Раджабова Р. - областной уровень – (II место ОБЖ)
городской уровень – (II место ОБЖ)
Школьники участвовали в международных интеллектуальных играх «Медвежонок» и «Кенгуру».
Они принимали участие в ОКР «Время. Школа. Мы», работали над созданием проектов – «Экскурсия по моему родному городу». 5 человек предложили наиболее интересные работы (Саратов В., Молочкова К., Невмывака Е., Химич А., Шестернина И.)
Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему все жизнь придется учиться: изучать новую технику, новые технологи работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
На протяжении учебного года со школьниками проводился семинар «Учись учиться», активно велась работа по обучению исследовательским проектам. 6 человек представляли свои проекты на НПК старшеклассников, выпускных экзаменах.
Васинский Д. представил два проекта с мультимедийной презентацией по темам: «Линейное программирование» - победитель школьного тура НПК, «Берлинская операция» итоги ВОВ; Химич А. – буклет «Берегите здоровье».
ТВОРЧЕСТВО
По составу, классный коллектив подобрался из способных, талантливых, музыкально одаренных детей. Он существенно выделялся среди других классных коллективов, в школе.
Школьники принимали активное участие в школьных, городских и областных конкурсах исполнительского мастерства.
1. Школьный вокальный ансамбль «Максима»
Шестернина И., Невмывака Е., Бузанова Е.,
Русских Е., Ершова В. городской уровень (I место бардовская песня,
I место комсомольская песня, III место военно-
патриотическая песня)
областной уровень (диплом I степени вокального
мастерства «Край родной, навек любимый»
2. Городской смотр агитбригад «Газета на все времена - 80 лет вместе!» (Асбестовский рабочий) – IV место.
3. Молочкова К. – городской уровень (неоднократный победитель конкурсов и выставок детского творчества; две персональные выставки в ДХШ и городском музее).
4. Смотр театральных коллективов «Новогодняя сказка» - школьный уровень (1 место)
5. Саратов В. – областной уровень «Конкурс ансамблей IV место;
городской уровень (неоднократный победитель городских конкурсов исполнительского мастерства).
6. Невмывака Е. – внештатный корреспондент газеты «Водолей»
ЗДОРОВЬЕ
Школьники активно участвовали в спортивных мероприятиях, например массовое участие в ежегодно проводимых «Кросс-наций», «Лыжня России», в днях здоровья.
1. Волейбольная команда: Бузанова Е., Невмывака Е., Ларионова Е., областной уровень – (III место в кубке Доронина).
2. Дарьин Г. (футбол) – областной уровень (участник); городской уровень (II место)
(плавание) – городской уровень (II место)
3. Горелов С., Бузанова Е., Ларионова Е., Невмывака Е., Степанова В. (бег) - городской уровень (II место в легкоатлетической эстафете - 9 Мая).
Для школьников, принимавших участие в областных и всероссийских соревнованиях, составлялись индивидуальные образовательные маршруты.
Мультимедийная презентация «Человек есть то, что он ест», созданная Васинским Д, в школе признана лучшей.
Учащиеся, которые в классе имели отклонения в здоровье (4 человека), постоянно находились под наблюдением школьного врача, педагогов, посещали занятия в детской поликлинике (группа ЛФК). Им были созданы особые условия для сдачи выпускных экзаменов (щадящий режим).
ОБЩЕНИЕ
В целях оказании помощи школьникам формировании жизненных планов были проведены интересные классные часы, беседы, встречи, экскурсии. Такие, как, «Мои жизненные интересы и пути их реализации», «Мы живем, чтобы оставить след», «Как преуспеть в жизни», «Жизнь – это», эрудит-шоу «Это мы не проходили» (интеллектуальная программа)
Проводились встречи с родителями класса, на которых они знакомили выпускников со своими профессиями. Учащиеся, выпускали бюллетени «Профессия нового времени XXI века». Свои проекты представляли:
1. Молочкова К. «Мир дизайна»
2. Невмывака Е. «Журналист»
3. Раджабова М. и Глухова А. «Машинистка»
Все проекты получили высокую оценку.

ДОСУГ
Проводился учет каждого школьника в классных, общешкольных, городских и областных мероприятиях (система мониторинга классного руководителя). По итогам года награждение школьников благодарностями, грамотами со стороны администрации школы и классного руководителя. По окончании 9 класса отмечены все 25 человек.
Активно проводилась работа по созданию портфолио школьников, как способа формирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, в определенный период его обучения.
Цель портфолио – увидеть картину значимых результатов школьника в целом, обеспечить отслеживание индивидуального развития школьника в рамках Фестиваля Юные интеллектуалы Среднего Урала.
У шести человек из класса были лучшие портфолио (Бузанова Е., Шестернина И., Невмывака Е., Русских Е., Молочкова К., Ершова В.)
Индивидуальная образовательная траектория школьников предполагает, и умение планировать свое свободное время. 16 человек из 25 (64%) в течении года посещали различные кружки, секции по интересам, ДМШ, ДХШ, ЦДТ.
По результатам диагностик, анкет, наблюдений, выявлено, что
7 человек имеют высокий уровень коммуникативно-организаторских умений и навыков (30%);
6 человек – выше среднего (24%)
6 человек – средний (24%)
4 человека – ниже среднего (18%)
2 человека – низкий (4%)
Компетенции:
средний балл
информационная 2,4
экологическая 2,6
здоровьесберегающая 2,8
художественно-творческая 2,0
социально-правовая 2,7
В начале года был избран актив класса, утверждены поручения – Совет дела. В последствие ежемесячно проводилась учеба актива класса, и отчеты по выполнению своих обязанностей. Актив класса помогал в организации КТД, как в классе, так и в школе.
Совершенствовалась работа по сотрудничеству между родителями и школой. Проводились ежемесячные лектории, консультации, родительские собрания по подготовке и проведению ГИА школьников. Родители активно включались в работу класса, по итогам года всем родителям объявлены благодарности за участие в жизни школы и класса. Они награждены грамотами со стороны администрации школы и классного руководителя.
Из 25 человек – 14 решили продолжить обучение в школе в 10 классе, 11 – в других учебных заведениях. 3 человека – г. Екатеринбург СУНЦ УрГУ, 1 человек – Колледж Искусств, 4 человека – Асбестовский Политехникум «Программирование», 3 человека – училища города.
После 8 класса – 1 человек г. Екатеринбург СУНЦ УрГУ, 1 человек г. Екатеринбург Суворовское Училище, 1 человек г. Екатеринбург Школа Олимпийского резерва.
Выпускница 9 класса Молочкова К. получила высочайшую награду – «Человек года» за достижения в творчестве.
Деятельность классного руководителя в работе с классом многогранна. Постоянно обучая и воспитывая других, он должен сам обучаться и самосовершенствоваться.
Большая потеря при работе со школьниками, когда прерывается цепь непрерывного образования, обучения и развития детей. К сожалению, по объективным причинам класс был расформирован и переведен в другую школу, поэтому все проблемы, которые возникали в течение учебного года не нашли своей реализации.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15