Компетентностный подход в преподавании биологии

Компетентностный подход в преподавании биологии
”Я слышу – и забываю,
я вижу – и запоминаю,
я делаю – и понимаю”.
(китайская мудрость)

Основу обновления содержания современного образования составляет компетентностный подход, направленный на деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. В качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. Результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования и фиксируются в виде определённого набора компетенций и компетентностей. Опыт работы, наблюдения за деятельностью обучающихся, оценка и анализ качества знаний студентов позволяют нам выявить следующее противоречие: хорошие теоретические знания не всегда позволяют справиться с решением проблемы, особенно если она требует определённого опыта.
Отличительной чертой внедряемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем составляют основу понятия «компетентность».
 Компетентностный подход в обучении студентов курсу биологии реализуется преподавателем (мной) через использование методов проблемно-исследовательской деятельности и ИКТ.
Для развития информационно-коммуникативных компетентностей у студентов применяю:
создание компьютерных проектов: Информационный поиск - Использование сети Интернет
извлечение учебной информации на основе сопоставительного анализа рисунков, биологических моделей, коллекций, учебных электронных изданий;
работа с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов;
пользование предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
готовить и делать сообщения;
передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
   Одним из ведущих методов при развитии данной компетенции является метод личностно ориентированного обучения, при котором студент сам определяет
- объект деятельности
- форму деятельности
- форму представления полученной информации
Не менее важным является стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих студента к определенным действиям».
Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение преподавателя организовывать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и грамотно управлять ею.
Учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению обучающимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У студентов должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Студент самоутверждается как личность. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
Как это решается на учебном занятии?
- Мотивация студентов.
- Самоопределение к деятельности.
«Нет интереса – нет успеха!»
Учебное занятие начинается с мотивации:
Её приёмы:
Загадка, тайна. Урок по теме «Возникновение жизни на Земле», Отрывок из Библии. Могло ли так быть в действительности?
Разгадайте биологическую ошибку. Урок можно начать с легенды о цветении папоротника в ночь на Ивана-Купалу. Почему до сих пор не один человек не встречал цветущего папоротника?
Проблемный вопрос, проблемная ситуация. Урок по теме «Основы генетики»: У вас на столе лежат листы с фотографиями детей и родителей. Попробуйте определить, где, чьи дети? Во всех ли случаях легко было это сделать? Как вы думаете почему? Каждый ребенок похож на своих родителей, но в, то, же время на Земле не существует двух абсолютно одинаковых людей. Вы уже догадались, о каких двух важнейших свойствах живых организмов идет речь. Как бы вы назвали эти свойства?
Мотивация позволяет акцентировать внимание студентов к изучаемой теме, заинтересовать их.
Проектно-исследовательский метод, несомненно, основываясь на двух вышеназванных методах,   широко используется во внеурочной деятельности.  На основе данного метода строится любая исследовательская работа обучающихся. Этот метод предполагает формирование и развитие многих видов деятельности:
- планирование деятельности,
- сбор материала,
- поиск материала в литературных источниках,
- поиск материала в архивных источниках,
- отбор и систематизация материала,
- написание текстов научного и публицистического стиля,
- редактирование и совершенствование текстов,
- подготовка тезисов и докладов (переработка ранее созданных текстов),
- создание электронных презентаций,
- публичное выступление.
Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм процесса познания. Теория без практики ничто. Студент, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.
В результате обучающимися была выполнена исследовательская работа по теме: «Содержание органических веществ в продуктах питания. Рацион. Диета.»
Находятся на стадии разработки:
- «Влияние ПК на здоровье подростка»;
- «Влияние алкоголизма матери на развитие плода»;
-«Влияние СВЧ-печей на продукты питания».
Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя и даже ставшими для многих обучающихся необходимыми,   являются методы, основанные на применении новых информационных технологий.   Применение информационных технологий ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта.  
В первом случае студенты имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются такие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д. Создание же самостоятельного продукта – работа более сложная, требующая и много технических умений, и разнообразных коммуникативных умений для сбора материала, его систематизации и представления. Она проводится на основе проектно-исследовательского метода.
Считаю, что именно такой подход позволяет использовать уроки биологии в качестве средства, формирующего компетентности у обучающихся. 19.02.2014г.













15