Проектная деятельность на уроках технологии для детей с ОВЗ


Проектная деятельность на уроках технологии для детей с ОВЗ.
Емельянцева Ю.В., учитель
технологии МБОУ «СОШ № 7»,
р. п. Култук Слюдянского района Иркутской области.
Одним из приоритетов образовательной политики в Российской Федерации является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.
Предназначение образовательной области «Технология» – это воспитание целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самосовершенствованию, самообразованию и самореализации. Это особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В зависимости от особенностей психофизического развития ребенка (первичного заболевания: его тяжести, дополнительных отклонений) необходимо строить социальную реабилитацию, организовывать образовательный процесс. Для достижения коррекционной работы используются различные приемы организации процесса обучения.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо более тщательно составлять план в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. В связи с этим производиться коррекция и иногда даже компенсация тех нарушений которые имеются у обучающихся. Таким образом, можно развивать личность ребенка его творческие возможности, составлять прогноз трудовой деятельности и дальнейшего трудоустройства, а также жизни в социуме.
В данном контексте проектная деятельность является ведущей и позволяет
развивать способность замечать и формулировать альтернативы;
подвергать сомнению очевидное на первый взгляд;
избегать поверхностных формулировок;
уметь вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;
увидеть перспективу
увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны;
отказаться от категорических суждений;
быть готовыми отойти от привычного жизненного уклада и найти что-то новое
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Но тем не менее существуют некоторые трудности которые навязывают нам средства массовой информации и не позволяют однозначно сказать что такое проект, называя проектом различные шоу и телепередачи. В связи с этим хочется отметить что проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Целью проектной работы у обучающихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни.
Существует несколько видов общеизвестных видов проектов, однако в связи с тем что дети с ОВЗ очень трудно ставят для себя задачи, планируют свою деятельность, а также производят контроль необходимо выбирать творческие проекты. Они не требуют четкой структуры деятельности, в данных проектах может полностью отсутствовать пояснительная записка, которая очень сильно затрудняет детей (одной из проблем детей с ОВЗ может являться не возможность изложить свои мысли в тексте).
Не смотря на все особенности учащиеся с ОВЗ к концу выполнения проекта должны уметь:
выбирать и обосновывать тему проекта;
подбирать необходимую информацию для реализации проекта;
прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;
оформлять результаты проектной деятельности.
Как правило большинство учеников работают над проектом имея учебную мотивацию, дети с ОВЗ имеют творческую мотивацию поэтому толчком к деятельности может быть любое положительное событие которого они не ожидали. Так же особенностью при выполнении проекта будет более конкретная проработка целей каждого этапа деятельности.
Так например, перед работой над проектом необходимо привлечь внимание и удерживать его достаточно длительное время, заинтересовывая детей тем, что они выполняют и для чего (при освоении навыков вышивания я принесла вышитую картину, которая очень понравилась учащимся, рассказала о том, что вышитые картины можно подарить).
Любой проект развивает навыки сотрудничества, для этого я формирую учащихся в группы, причем каждый ученик выступит как в роли лидера так и исполнителя, крайне редко у детей с ОВЗ возможно сотрудничество, но не смотря на это большинство девочек активно помогают друг другу, в особенности тем у кого есть проблемы с мелкой моторикой.
Развитие моторики происходит на практическом этапе работы над проектом: работа на швейной машине, ажурное выпиливание лобзиком, вышивание и плетение бисером и т.д.
Во время основного этапа проекта на основе сравнения активизируется восприятие на основании которого дети включаются в аналитическую деятельность: как оформить работу, как изменить платье чтобы скрыть недостатки фигуры (моделирование) и т.д.
Самым сложным, но не самым последним а первым является этап планирования, это самый сложный этап. Здесь возможна работа только при помощи наводящих вопросов, как можно более конкретных. На данном этапе необходимо замотивировать детей (данный этап перекликается с этапом внимания), поставить перед ними цель, выработать алгоритм действий. (не стоит забывать что обучающиеся с ОВЗ очень быстро утомляются от однообразной работы, в связи с этим необходимо чередовать виды деятельности: связать мотив цветка и пришить иглой к ткани.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.
5848351477645Примерами совместной работы учителя и ученика является проектная работа ученицы 8 класса Анны. «Анютки для мамули». Свой проект Аня выполняла на день рождения для мамы. С проектом «Народный костюм» Кристина выступила на межрегиональном конкурсе «Серебряная нить-Байкал 2016».
«Серебряная нить-Байкал 2016».
номинация «шью для брата и сестры»
Также она успешно выступила на этом же конкурсе и в 2015г, (однако, хочется отметить что дети с ОВЗ могут иметь очень много комплексов связанных с общением, в связи с этим большая работа опускается на плечи психологов и дефектологов, которые должны подготовить детей и сделать их более коммуникативными, в частности, уметь представлять свою работу большой группе людей).
Обучающиеся с ОВЗ среднего звена выполнили исследовательские проектные работы «Экологическая тропа», «Мое сердце» В качестве отчёта по проектной деятельности, мы с обучающимися участвовали в школьной научно-практической конференции.
Основная задача таких мероприятий - обобщить все проекты, донести информацию о проектной деятельности на уроках технологии, показать достижения обучающихся. Помимо этого девочки смогут увидеть свои результаты деятельности и осознать значимость своих проектов.
Темы проектов обучающихся классов КРО:
«Экологическая тропа» – Эдик 5 класса;

«Платье – цветочная поляна» – Кристина (8 класс);

«Анютки для мамы», вышивка крестиком – Аня (8 класс);
«Мое сердце» – Семен (6 класс) и др.
Таким образом, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов на уроках технологии, способствует развитию творческой активности детей с ОВЗ и позволяет корректировать имеющиеся у них отклонения в развитии, создавая условия для их социализации в обществе.
_____________________________________________________________
Литература: http://io.nios.ru/articles2/61/2/proektnaya-deyatelnost-obuchayushchihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na