Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения.


Межрегиональная научно-практическая конференция
«Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы»
Тема: Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Работу выполнил: учитель географии и экологии
МАОУ СОШ № 64 г. Томска
Матвеева Ольга Михайловна
Томск
2016
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы»
Тема: Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения - приоритетное направление в образовательной системе любого цивилизованного государства. Оно ставит перед собой сверхважные цели: это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. И задачи: познание законов развития и существования природы; взаимосвязей окружающего мира, осознание каждым человеком личной ответственности за его сохранение и преобразование. Без этого невозможен будущий прогресс человечества, да и само его существование ставится под сомнение! В настоящее время в связи с расширением масштабов производства проблема охраны природной среды приобретает все большую актуальность.
Деятельность человека вносит все более и более глубокие материальные изменения в окружающий мир, но сам он меняется очень медленно, не успевая идти в ногу с этим быстро нарастающим процессом. И вот уже все более и более очевидным становится то, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Экологическое образование – это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения.
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете – выживание всего человечества.
Экологический образовательный минимум – обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения. Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения. Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а следовательно, без влияния на природу. Конец 20 века характеризуется ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.
Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:
- укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;
- бедственное и кризисное состояние экономики и природной Среды;
- отсутствие действенного природоохранного законодательства.
В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:
- все больше людей подключается к проблеме экологического воспитания и образования;
- наряду с экологизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы. У нас в школе ведется такой предмет как экология Томской области. На самом первом, вводном, уроке всегда доступно разъясняю детям название "экологии" как "науки о доме", о "нашем общем доме - планете Земля". Рассказываю о том, что мы не единственные и не самые главные обитатели этого дома и должны жить по его законам, в мире и согласии со своими "соседями", беречь и благоустраивать его, сохраняя для своих потомков. Простые азбучные истины. Но с азбуки всё и начинается! А её надо учить! И начинать как можно раньше! Дети с огромным удовольствием посещают этот предмет, где особое внимание уделено экологическим проблемам Томской области, обучающиеся знакомятся с основными законами и правилами, по которым живет природа. У учащихся формируется мировоззрение, основанное на ответственности человека за состояние природы. Дети принимают активное участие в экологическом форуме «Зеленая планета-2015»,городском фестивале «Проблемы малых рек и озер левого берега р.Томь», в Полевом практикуме «Познай и береги природу» и др. мероприятия, связанные с экологией. С 2007года ребята из разных классов нашей школы принимают активное участие в городской программе «Экополюс» Это экологическое направление способствует формированию пропаганде идей охраны окружающей среды, воспитания у школьников бережного отношения к родному краю. У детей формируется трепетное, бережное, отношение к природе родного края. Данная программа прививает детям любовь и гордость за родной край.
Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой. Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, немаловажным становится воспитание трудолюбия.
Но только словами трудолюбие не воспитаешь. Посильный для здоровья детей и возраста общественно-полезный труд- труд настоящий, необходимый обществу. Одной из форм труда, которая развивает детский организм, прививает экологическую культуру и любовь к природе, укрепляет здоровье обучающихся, является работа школьного лесничества, которая ведется у нас в школе. Для чего я привела эти примеры, для того, чтобы почувствовать себя частью окружающего мира, ощутить взаимосвязь всего живого, надо самому пройти, пощупать, услышать, увидеть этот мир, окунуться в него.
Задача общеобразовательной школы состоит в создании условий для формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности.
Чем раньше человек будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе.
Дисциплина «Экология» введена в учебные планы в школах как региональный компонент. Для города Томска, имеющего неблагоприятную экологическую ситуацию,
важно знать причины такого явления и способы изменить его в лучшую сторону.
Конечной целью экологического образования и воспитания принято считать
становление экологической ответственности каждого человека ,которая характеризуется как умение поступать согласно требованиям природы и общества.
В условиях непростой экологической ситуации и усугубляющихся экологических проблем "экология" должна занять полноправное место среди учебных дисциплин на всех этапах образования. Экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным: от дошкольного уровня до системы повышения квалификации. Сегодня необходимо включить рассмотрение экологических проблем во все учебные программы, так как эти проблемы становятся настолько серьезными и конкретными, что должны быть задействованы все каналы воздействия на личность. В осуществление постановленной задачи обязаны включиться педагоги независимо от специальности: экологи, биологи, географы должны принять участие в передаче экологических знаний, умений и навыков.
Без этого невозможно создание благоприятных условий для полноценного развития детей, воспитания их свободными самостоятельными и ответственными членами общества.
Государство обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.
Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.
Экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру образования, а должно стать одним из ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе.
Идея экологического образования и воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Можно существенно продвинуться вперед, если каждый из нас – учитель, родитель, сосед, просто прохожий, взял на себя ответственность, за то каким образом учим детей общаться с окружающим миром и его обитателями.
 
.
Список использованной литературы
1. Баженова О.П. Экологическое право: М.: Юристъ, 2007 – 356 с.
2. Маковик А.С. Экологическое право: М.: Юристъ, 2008 – 476 с.
3. Маринченко А.В. Приоритет экологическому образованию: М.: Феникс, 2008. – 358 с.
4. Тихомирова Л.А. Экологическое право: М.: ИНФРА-М, , 2008. – 598 с.
5. Черников В.В. Проблемы развития экологического права: М.: Норма, 2007. – 331 с.
Тюмасева, З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З. И. Тюмасева // Экологическое образование. – 2001. - №4. – С. 11-13.
6.Симонова, Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. - 2001. - № 9. – С. 34-
7.Зверев, И. Д, Печко, Л. П., Сидельковский, А. П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников - М: Педагогика, 1984. - 135с.
8.Захлебный A.M., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: пособие для учителя - М: Просвещение. - 1997.– C. 89.
9.Мамедов, Н. М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование / Н. М. Мамедов, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. – М.: Горизонт, 1997. – С. 38-45.
10. Зверев, И. Д. Биология в школьном обучении. Новый аспект образования - М: Знание, 1980. - 132 с.
11.Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. - 2002. - № 10. – С. 56-59.
12.Кириллова, З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. – 1989. - № 5. – С. 25-27.
13.Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // НШ. – 1998. - №6. - С. 125-127.
14.Пахомов, Э. А. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // НШ. – 1998. - №6. - С. 26-28.
15.Захлебный, А. Н., Суравегина, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984. - C. 324.
16.Добрецова, Н. В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе. – 1991. - № 4. - С. 59-61.