Статья на тему «Современные компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе»


 
Байзигитова Ф.М.,
Почетный работник общего образования Российской Федерации
РЦДО г.Сибай
«Современные компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе»
 Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что русский язык и литература является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя русского языка является развитие речи, элементов культуры мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка и литературы заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения и качества знаний. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках русского языка и литературы:
* при проведении устного опроса (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
* при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
* при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
* при решении задач обучающего характера (составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
* при организации исследовательской деятельности учащихся;
*  при интегрировании предметов гуманитарного цикла.
Отмечу выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
* учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
* легко достигается уровневая дифференциация обучения;
* достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
* сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
* увеличивается количество тренировочных заданий;
* отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал; * работа ученика оценивается сразу;
* учитель меньше тратит времени на проверку работ;
* обучение можно обеспечить материалами из удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
* при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
В своей работе я использую информационные технологии в следующих направлениях:
Компьютерные презентации.
Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках. В среде MS PowerPoint созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации развития речи. Использование таких презентаций дает хороший результат. Так, например, использование презентации по литературе « Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», можно показать национальный колорит при помощи многочисленных иллюстраций, неповторимые описания природы, характер героев.
 Интерактивные доски
В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.
 Интегрированные проекты. Интегрированные проекты - это исторические справки, которые часто нужны на уроках литературы, живописные иллюстрации, ведь у литературы много смежных дисциплин: и живопись, и история, и музыка. Рассказ об этом расширяет кругозор учащихся, украшает урок.
На уроках литературы часто не обойтись без исторического комментария. Его приходится привлекать при изучении таких тем, как Жития Святых, произведений, которые затрагивают исторические личности, такие как "Борис Годунов", "Капитанская дочка" и другие. И без подробного исторического комментария не обойтись.