Компьютерные технологии в обучении иностранному языку


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».
Вообще говоря, любая педагогическая технология-это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)
II – основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей
III – как монотехнология (когда все обучения, все управление учебными процессами, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).Классификационные параметры технологии.
По уровню применения : общепедагогическая
По философской основе: приспосабливающаяся сциентистико-технократическаяПо факту развития: социогенная+психогеннаяПо концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторнаяПо ориентации на личностные структуры: информационная+операционнаяПо характеру содержания: проникающая, пригодная для любого солержанияПо типу управления познавательной деятельностью: компьютернаяПо организационным формам: индивидуальная+система малых групп
По подходу к ребенку: сотрудничество
По преобладающему методу: информационная+операционная, диалогическая+программированное обучение
По направлению модернизации: эффективность организации и управления
По категории обучаемых: все категории.
Акцент целей.
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
- подготовка личности «информационного общества»
- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить
- формирование исследовательских умений, умение принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения.
- Обучение – это общение ребенка с компьютером
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка
- Диалоговый характер обучения
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером
- Неограниченное обучение: содержание его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности содержания.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающий информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиров, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Базы данных.
Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставление информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией. Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие.
Базы знаний.
Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информаций по данной теме, структурированной таким образом , что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащие в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктуировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словарь, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализающие базы знаний относятся к классу Hipermedia (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией , но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео – и кинофрагментами, мультипликаций. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда). Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволяли создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и их базе дидактические ти развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. Компьютерное тестирование уровня обучения школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем – подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности. Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций; в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащихся; в других – важен анализ знаний в предметной области; в третьих – основную роль может играть учет психологических принципов обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Особенности методики.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Во первых
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закрепления, повторения, контроля ЗУН.
При этом для ребенка он выполняет различные функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью замещающий учителя и книгу)
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа телекоммуникации)
- индивидуальное информационное пространство
- тренажер
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранение
- текстовый редактор
- вычислительная машина больших возможностей
- средство моделирования.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьтером как следствие коммуникаций с широкой аудиторией телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ
- компьютерных игр по сети
- компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль и т.д)
- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.)- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.
С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Информация обучения требует от учителя и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:
- знания основных понятий информатики и вычислительной техники
- знание принципиального устройства и функциональные возможности компьютерной техники
- знания современных операционных систем и владение их основными командами
- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton commander, Windows их расширения) и владение их функциями
- владение хотя бы одним текстовым редактором
- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:
- переписка – разговор со сверстниками из всех частей мира
- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира
- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Одним из направлений информационных технологий является использование аудио и видео средств.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.