Сообщение на педсовете Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС


Проектная деятельность младших школьников
в условиях реализации ФГОС
В современном динамично развивающемся мире нужны не только знания, но прежде всего умения самостоятельно добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно поэтому ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает – «бросание вперед».В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Другими словами, проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на создание продукта и достижение общего результата.
Цель проектной деятельности – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
Задачи проектной деятельности:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение вести диалог, доброжелательно и чутко относиться к людям,
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Этапы организации проектной деятельности.
Выбор темы осуществляется учителем. С одной стороны, тема проекта должна быть близка, интересна и доступна младшим школьникам, с другой – достаточно содержательно богатой, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий его аспект. На этом этапе роль учителя очень велика. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребенка, создает для него ситуацию свободы выбора. Начиная работу над проектом, учитель, прежде всего, пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.
После определения темы учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус, и намечает предполагаемые источники информации. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
В качестве примера приведу, какие аспекты можно рассматривать, в рамках проекта «Тема осени в произведениях искусства и творчестве»: осень в произведениях литературы, живописи, музыки, устном народном и художественном творчестве.
После того, как аспекты рассмотрены, учитель фиксирует, какие из них кого из детей заинтересовали. В последующие дни - дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их в виде записей, рисунков, планов и готовят их к использованию в проектах.
Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источника информации могут выступать:
-отдельные люди (родители, специалисты);
-мероприятия (экскурсии, поездки, встречи);
-организации (предприятия, музеи, театры, библиотеки, учреждения);
-отдельные объекты (альбомы, книги, картины, фильмы и т.д.).
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом учитель знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, оставляя при этом детям возможность самим придумать свои проекты.
Возвращаясь к проекту «Тема осени в произведениях искусства и творчестве», можно набросать следующий список проектов:
-рассказ о произведении искусства известного мастера;
-изготовление рисунков, коллажей, мозаики;
-изготовление поделок из природного материала;
-викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телевизионных игр)
-концертно-драматическая деятельность и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
-индивидуальная деятельность (результат работы одного ребенка);
-работа в паре (реферат, поделки);
-работа в малых группах (макеты, поделки, коллажи, газета и т.д.);
-коллективная деятельность класса (спектакль, концерт, и т.д.).
Главное, чтобы каждый проект был доведен до успешного завершения и оставил у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. На последнем этапе роль учителя также весьма велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Презентация проекта
После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.
Литература
Горячев А. В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» / Горячев А. В. // Начальная школа До и После. – 2004. -№5
Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2011
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов. пед. вузов/ Пахомова Н.Ю.–М.: АРКТИ, 2003.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / Поливанова К. Н. – М.: Просвещение, 2008.