Изучение грамматики на уроках английского языка с применением технологии достижения прогнозируемых результатов.


Изучение грамматики на уроках английского языка с применением технологии достижения прогнозируемых результатов.

Работу выполнила
учитель английского языка
ГБОУ Гимназии №1504
Костюкова Ольга Владимировна.

Москва 2013
Введение
Содержание курса начальной школы
1. Деятельностно-смысловая схема построения предложений с модальным глаголом can.
2. Алгоритм образования степеней сравнения прилагательных.
3. Алгоритм образования числительных.
а. простых
б. составных
4. Употребление артиклей
5. Алгоритм образования множественного числа существительных.
6. Схемы образования разных типов вопросов:
а. общий вопрос
б. альтернативный вопрос
в. разделительный вопрос
г. специальный вопрос
д. вопрос к подлежащему
7. Деятельностно-смысловая схема построения предложений с модальным глаголом must.
Заключение
Введение
Цели и задачи обучения иностранных языкам заключаются в том, чтобы привести учащегося от незнания языка к владению им на определенном уровне.
В нашей стране существуют два варианта изучения иностранного языка в начальной школе: с 6 лет в первом классе (за счет школьного компонента учебного плана) и с 7 лет во втором классе. Обучение иностранному языку начиная со второго класса является обязательным с 2005 года.
В процессе обучения учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся начальных классов понимали речь носителя языка, владели устной диалогической и монологической речью, читали вслух и про себя адаптированный текст без словаря, писали сочинение, то есть активно использовать лексико-грамматическим материал иностранного (английского языка). Таким образом, на первом месте стоит изучение лексического материала, так как слово- основная единица языка. Чем больше лексических единиц языка мы знаем, тем богаче наше лексический запас, и легче происходит общение.
Обучение лексики предполагает применение различных форм, методов и технологий, таких как:
·игровой и ролевой метод
·метод компьютерной техники и технологий сети Интернет,
·применение стихотворений, рифмовок и песенного материала,
·грамматико-переводной метод,
·аудиовизуальный метод.
Лексический материал воспринимает на слух в виде образцов, презентуется в виде диалогов, отражающих ситуации повседневной жизни. Широко используется аудиовизуальные и технические средства обучения лексике.
В рамках технологии «Достижение прогнозируемых результатов» работа с лексикой происходит на основе карты темы с использованием структурирования аудио- визуально-кинестетических ассоциаций английских и соответствующих им русских слов. Но знать только лексику недостаточно, надо уметь ввести ее в речь, а речь должна быть правильно грамматически оформлена. И именно на изучение грамматики мы хотим обратить внимание в данной работе.
Изучение грамматики английского языка представляет определенную сложность и трудность, так как грамматический строй английского и русского языка не совпадает:
· в русском языке нет артиклей,
· в английском языке нет падежей,
· глагольная система более разнообразна,
· различие в построении предложений.
Если учащийся не очень хорошо разбирается в грамматике родного языка (а мы преподаем английскую грамматику в сопоставлении с грамматикой русского языка), то грамматика английского языка действительно трудна.
Следует добавить, что учащиеся начальной школы только к четвертому классу формируют базовые знания по грамматике: многие понятия и термины во-вторых и третьих классах им не знакомы. Поэтому учителям английского языка, работающим в начальной школе приходится разрабатывать систему упражнений, направленных на изучение грамматического материала, основываясь на индивидуальных возрастных особенностях младшего школьного возраста.
На мой взгляд, наилучшим решением этой проблемы является использование на уроках технологии достижения прогнозируемых результатов.
Грамматический материал по технологии «Достижение прогнозируемых результатов» представлен в виде схематизированных обобщенных операционно-описанных деятельностных схем, которые в наглядном виде отражают грамматическую конструкцию и ее структуру, что позволяет учащимся гораздо проще и легче ее понимать и воспроизводить. При этом повторяются основополагающие принципы построения предложения, узнавания подлежащего и сказуемого, дополнений и обстоятельств, определений. Вопросы составляются при помощи известных вопросительных слов и с осознанием содержания вопроса.
Зрительно представленная деятельностная схема запоминается лучше. Неоднократное использование деятельностной схемы позволяет быстрее получить навыки и умение использование грамматического правила.
Если проанализировать все предложенные деятельностные схемы, то можно заметить, что они практически все начинаются с формулы построения английского предложения, а это очень важно, так как построение английского и русского предложений отличаются одно от другого. В русском языке произвольное расположение членов предложения, а в английском - строго определенное. У учащихся это вызывает трудности, но деятельностная схема позволяет быстро к этому привыкнуть.
Образование грамматических времен английского глагола также отрабатывается до автоматизма. В каждой схеме, посвященной этой тематике, учащиеся отталкиваются от неопределенной формы глагола, повторяются вспомогательные глаголы, образование форм глаголов в разных временах. Отработав пошаговое применение одной деятельности схемы, и, приступая к изучению следующей, учащихся уже понимают, с чего начинать образование и как дальше действовать.
Если сравнивать предъявление грамматического материала в учебнике с предъявлением грамматического материала по технологии, последнее выигрывает, так как учащийся следует пошаговому применению деятельностной схемы, что упрощает выполнение заданий по определенной теме. Выполнение упражнений с применением деятельностных схем не вызывает трудностей у учащихся, настраивает на успешность в изучении грамматики английского языка.
Важно подчеркнуть, что грамматические навыки накапливаются постепенно, небольшими порциями. Систематизация знаний помогает восстанавливать в памяти правила в нужный момент, так как далеко не все структуры автоматизируются в одинаковой степени.
Теоретическое знание грамматики, описание грамматических явлений и формирование у учащихся грамматических понятий - все это имеет значение для обучения речи.
Деятельностные схемы позволяют учащемуся действовать самому, что способствует результативности в изучении грамматики английского языка. Надеемся, что пошаговое применение деятельностных схем, использование деятельностно-смысловых схем видовременных форм, схем построения предложений и алгоритмов поможет учителям в подготовке уроков по изучению грамматики английского языка и сделает их более эффективными.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любого современного урока.
Исследования, проведенные в параллели третьих классов, показали, что использование на уроках деятельностных схем, таблиц и алгоритмов способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса;
-активизации познавательной деятельности;
-развитию наглядно-образного, информационного мышления;
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности младших школьников.
348615579501000Все это позволяет говорить о повышении качества успеваемости. Учитывая собственный опыт работы с учащимися 3-их классов по технологии и проанализировав опыт других учителей, мы пришли к выводу о значимости использования технологии на уроках английского языка в начальных классах. Однако практика показывает, что при изучении грамматики ученики сталкиваются с первыми трудностями и их мотивация резко снижается. Данный вид деятельности не является для них источником удовольствия. Включив в систему уроков элементы технологии, мы обнаружили, что мотивация у учащихся значительно повышается. Проведенное анкетирование среди детей показало, что у 25 % учащихся существовали трудности в изучении грамматического материала. У 62 % трудности носили переменный характер, и лишь 13 % не имели трудностей.
Проведя повторное анкетирование после двух четвертей, в течении которых мы использовали на уроке деятельностные схемы, алгоритмы и таблицы, мы получили следующие результаты: у 60 % учащихся не возникало трудностей при изучении грамматики. У 29 % учащихся возникали временные трудности. И 11 % учащихся было трудно при изучении данного материала.

Если мы сравним собранную информацию, то увидим повышение качества результатов.
Мы планируем продолжить работу по использованию технологии на уроках английского языка в начальных классах.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы учителями английского языка на уроках с целью повышения у учащихся мотивации при изучении грамматики.
Деятельностная схема построения предложений с модальным глаголом can

Пошаговое применение схемы:
Определяем тип предложения (утвердительное, вопросительное или отрицательное)
Если предложение утвердительное, то следуя схеме, на первое место ставим существительное, затем следует модальный глагол can, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.
Если предложение отрицательное, то следуя схеме, на первое место ставим существительное, затем следует модальный глагол can с частицей not, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.
Если предложение вопросительное, то следуя схеме, на первое место ставим модальный глагол can, затем следует существительное, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.

Таблица
Степени сравнения прилагательных
The Adjective
  1-2 слога 3 и более слогов исключения особенности написания
      1. перед кр. гласной (big)
    1. good  
положительная adjective adjective   2. оканчивающиеся на e (nice)
    2. bad  
      3. согласная + y (funny, tasty)
              1. bigger
    1.better  
сравнительная adj + er more + adj   2. nicer
    2.worse  
      3. finnier, tastier
         
 превосходная   1. thebest 1. thebiggest
2. thenicest
   theadj + est themost + adj  2. theworst 3. thefunniest,thetastiest
Таблица образования числительных
1 - 12 13 - 19 20,30,40…90 100,200,300………900
1 количественные num. num.teen num. + y num. + hundred
2 порядковые The num. + th The num.teen + th The num. ieth The num. + hudred + th
3 Исключения: особенности
правописания 1. one - the first 13 thirteen - 40. forty - 2. two - the second The thirteenth Thе fortieth 3. three - the third особенности
правописания Правописание: 15 fifteen - 1. five - the fifth The fifteenth 2. twelve - the twelfth 3. nine - the ninth Таблица образования составных числительных
TheNumeral
         
  101 - 112 113 - 119 120, 130,140…..190 200, 300, 400…
количественные Hundred and num. Hundred and num. Hundred and num.y num. + hundred
порядковые the hundred and num. + th the hundred and num. + th the hundred and num.. ieth The num. + hudred + th
  1. one - the first    
2. two - the second    
особенности 3. three - the third    
правописания 5. five - the fifth    
  12. twelve - the twelfth    
  9. nine - the ninth    
Деятельностная схема употребления артиклей

Деятельностная схема изменения окончаний имен существительных при переводе из единственного числа во множественное число .

\s




Пояснения к деятельностной схеме:
Получив предложение, сначала находим глагол.
Определяем, «сильный» или «слабый» глагол.
Если глагол «сильный», далее по порядку задаем пять типов вопросов (общий, альтернативный, разделительный, специальный и вопрос к подлежащему).
Если глагол «слабый», то по окончанию определяем вспомогательный глагол.
При нулевом окончании мы используем вспомогательный глагол do.
При окончании S или ES мы используем вспомогательный глагол does.
Определив вспомогательный глагол, по порядку задаем пять типов вопросов.

Пошаговое применение схемы:
Определяем тип предложения (утвердительное, вопросительное или отрицательное)
Если предложение утвердительное, то следуя схеме, на первое место ставим существительное, затем следует модальный глагол must, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.
Если предложение отрицательное, то следуя схеме, на первое место ставим существительное, затем следует модальный глагол must с частицей not, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.
Если предложение вопросительное, то следуя схеме, на первое место ставим модальный глагол must, затем следует существительное, после него мы употребляем смысловой глагол, а далее следуют второстепенные члены предложения.

Заключение
Если сравнить предъявление грамматического материала в обычных учебниках с предъявлением грамматического материала с применением технологии, то выигрывает последнее, так как учащиеся следуют пошаговому применению схем и алгоритмов. Это значительно упрощает выполнение заданий по грамматике, не вызывает трудностей у детей младшего школьного возраста, а значит настраивает их на успешность в изучении английского языка.
Еще Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Дай мне действовать самому, и я научусь». Мне кажется, что работая по технологии, учащиеся получают все эти три аспекта в одном целом, а значит смогут полученные знания превратить в умения, а умения в навык. И тогда уроки английского языка будут наиболее эффективными и самыми любимыми.