Рабочая программа факультативного курса по черчению «Первые шаги черчения» 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы: Малафеева Е.В. Председатель НМС: Суханова О.В. Рук. ШМО: Минекаева Ф. Ф.
Приказ №____ от_______2014 протокол заседания НМС протокол заседания ШМО
_________________________ №_______от_________2014г. №____от________2014г.


Рабочая программа
факультативного курса по черчению
«Первые шаги черчения»
9 класс
Программа рассчитана на 60 часов
Учитель Грызунова Г.Г.
Первая квалификационная категория



2015 год

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения черчения ученик должен
Знать/понимать
основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости проекции и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
правила выполнения чертежей;
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов нам чертежах;
условные изображения.
Уметь:
рационально использовать чертёжные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных деталей;
выбирать необходимое количество видов на чертежах;
выполнять необходимые сечения и разрезы;
выполнять чертежи основных соединений деталей;
читать и деталировать чертежи изделий;
читать несложные строительные чертежи;
пользоваться справочной литературой.

Пояснительная записка
Факультативный курс по черчению в школе рассчитан на трудовую и политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и самореализацию в профессии. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения. Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов логического мышления. Основная задача курса черчения – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Цели и задачи курса.
В процессе обучения черчения необходимо:
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении аксонометрических проекций и приёмам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию;
- способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;
- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертеже;
- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации; знакомить с техническими профессиями сельского социума.
       Личностные результаты отражаются в индивидуальных  качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять ее  результаты.
          Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
 - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные  способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений  и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Обучение носит развивающий и воспитывающий характер, способствует самоопределению  ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности,  активизирует познавательную деятельность школьников.
           Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в  графической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ графической культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие наблюдательности, зрительной памяти и абстрактного мышления;
- приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках, в специфических формах  графической деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ.
- развитие индивидуальных графических способностей обучающихся, формирование  устойчивого интереса к черчению.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Основная задача курса черчения – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Составление схем, таблиц.
Выполнение индивидуальных заданий.
Выполнение практических заданий.
Работа с текстом. Ответы на вопросы.
Работа с источниками. Ответы на вопросы.
Моделирование по чертежу.
Чтение чертежей.
Учебно-тематический план для учащихся 9 класса

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Графические
работы

1.
Правила оформления чертежей
7
1

2.
Способы проецирования
14
3

3.
Чтение и выполнение чертежей деталей
7
1

4.
Обобщение сведений о способах проецирования
2
-

5.
Сечения и разрезы
10
2

6.
Сборочные чертежи
10
2

7.
Чтение строительных чертежей
10
1

Итого:

60
10


-































Содержание курса для учащихся 9 класса
Правила оформления чертежей (7 ч)
Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1 «Основные линии чертежа» Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Способы проецирования. (14 ч)
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. Графическая работа №2 Чертеж «плоской детали», графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов», графическая работа №4 «Чертеж детали», графическая работа №5 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы».

Чтение и выполнение чертежей деталей (7 ч).
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным. Графическая работа №6 «Эскиз и технический рисунок детали»

Обобщение сведений о способах проецирования (2 ч)
Повторение сведений проецирования.

Сечения и разрезы (10 ч)
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №7 «Эскиз детали с выполнением сечений»
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Графическая работа №8 «Чертеж детали с применением разреза»
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.


Сборочные чертежи (10 ч)
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа№9 «Чертеж резьбового соединения»
Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Решение задач с элементами конструирования.

Чтение строительных чертежей (10 ч)
Назначение и особенности архитектурно - строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Графическая работа №10 «Мой дом».
Области применения технических рисунков и чертежей, схем, диаграмм, графиков. Графические изображения, применяемые на практике.

Графические работы
«Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.
«Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.
«Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.
«Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.
«Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
«Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.
«Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.
«Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.
«Мой дом» Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.




























календарно-тематический план
№ п/п
Тема
Часы
дата
Содержание
Формы контроля
Содержание практической деятельности учащихся на уроке

Раздел I. Правила оформления чертежа. 4 часа.

1
Вводный урок. Техника безопасности на уроках. Линии чертежа.
1

Основные правила оформления чертежей. Графическая работа №1 «Основные линии чертежа»
Выполнение индивидуальных заданий
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

2
Сведения о чертёжном шрифте
1

Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.

Выполнение индивидуальных заданий
Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта.
Выполнение на листе формата А4 алфавита.

3
Понятие о стандартах.
Форматы, рамка, основная надпись.
1

Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах.
Выполнение индивидуальных заданий
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4.

4
Масштаб. Нанесение размеров.
1

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.

Выполнение индивидуальных заданий
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4.

5
Чертёж плоской детали.
2

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров.
Выполнение индивидуальных заданий.
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.

6
Моделирование по чертежу.
1

Моделирование по чертежу.
Моделирование по чертежу.

Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

Раздел 2. Способы проецирования. 14 час.

7
Изображение предмета на одну и две плоскости проекции.
3

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.
Графическая работа №2 Чертеж «плоской детали»
Выполнение практических заданий.

Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)

8
Построение третьей проекции. Понятие о местных видах.
3

Проецирование на три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.
Графическая работа №3 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»,
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа предмета в трех видах

9
Анализ геометрической формы предмета. Чертёж детали.
3

Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Технический рисунок.
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.
Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

10
Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур.
3

Графическая работа №4 «Чертеж детали»,
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

11
Эллипс как проекция окружности. Чтение чертежей.
2

Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Графическая работа №5 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы».

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Выполнение заданий по учебнику.

Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей деталей. 7 час.


12
Проекции геометрических тел. Чтение чертежей.
2

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса.
Выполнение практических заданий.
Работа с источниками. Ответы на вопросы.

Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

13
Анализ графического состава изображения.
3

Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции.
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

14
Эскиз и технический рисунок детали.
1

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным. Графическая работа №6 «Эскиз и технический рисунок детали»
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин.

15
Эскиз детали с включением элементов конструирования. Эскиз детали с натуры.
1

Эскиз детали с включением элементов конструирования.
Выполнение практических заданий.
Моделирование по чертежу.
Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

Раздел 4.Обобщение сведений о способах проецирования. 2 час.

16
Выполнение чертежа предмета по его наглядному изображению.
1

Повторение сведений проецирования.

Выполнение практических заданий.
Составление плана по заданной теме.

Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения.
Уяснить значимость чертежей жизни.
Закрепление полученных знаний.

17
Выполнение аксонометрической проекции с построением точек.
1

Повторение сведений проецирования.

Выполнение практических заданий.
Составление плана по заданной теме.

Чтение чертежа: а) устное чтение (фронтальная работа с классом); б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)знаний.

Раздел 5.Сечения и разрезы. 10 час.

18
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
4

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях.
Графическая работа №7 «Эскиз детали с выполнением сечений»
Выполнение практических заданий.

Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях.

19
Простые разрезы. Эскиз детали с выполнением разреза.
4

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Графическая работа №8 «Чертеж детали с применением разреза»
Выполнение практических заданий.

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке).
Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их.
Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и их обозначение

20
Устное чтение чертежей.
2

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.

Чтение чертежей
Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.

Раздел 6. Сборочные чертежи. 10 час.

21
Рабочий чертёж детали.
2

Разъемные соединения деталей Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей.
Выполнение практических заданий.

Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений.

22
Чертёж детали с натуры.
2

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа№9 «Чертеж резьбового соединения»

Выполнение практических заданий.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. условные изображения и обозначения резьбы на чертежах.

23
Чертежи деталей с соединениями.
2

Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа резьбового соединения

24
Деталирование. Сборочные чертежи.
2

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании.
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения

25
Решение творческих задач.
2

Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Решение задач с элементами конструирования.
Выполнение практических заданий.

Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

Раздел 7.Чтение строительных чертежей. 10 час.

26
Архитектурно-строительные чертежи.
2

Назначение и особенности архитектурно - строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Области применения технических рисунков и чертежей, схем, диаграмм, графиков. Графические изображения, применяемые на практике.
Составление схем, таблиц.

Особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования.

27
Обзор разновидностей графических изображений.
2

Области применения технических рисунков и чертежей, схем, диаграмм, графиков. Графические изображения, применяемые на практике.
Составление схем, таблиц.

Особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования

28
Условные изображения на строительных чертежах.
2

Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение чертежей
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

29
Итоговая графическая работа.
4

Графическая работа №10 «Мой дом».
Выполнение практических заданий.

Выполнение чертежа.


ВСЕГО
60





































Список Литературы
Для учителя:
Программы общеообразовательных учреждений: Черчение/ автор Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. – Москва, Просвещение, 2008 г.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2008 г.
В. Н. Виноградов Тематическое и поурочное планирование по черчению. К учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского "Черчение". 7-8 классы. М., 2011 г.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.
Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999
Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.
Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.

Для учащихся:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2008 г.
Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению – М., Просвещение, 1995 г.
Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 1990 г.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению – М., Просвещение, 1991

 
·