Рабочая программа внеурочной деятельности Первые шаги

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 14»
(ГБОУ КОШ № 14)



УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ КОШ № 14
_________________ М. Ю. Кущ
«____» ___________ 2016 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Первые шаги»

(для учащихся 1-4 классов)

Срок реализации: 1 год.






Составитель рабочей программы:
Учитель начальных классов
Жорник Олеся Ивановна









г. Красный Луч
2016-2017 уч. г.
Содержание
Пояснительная записка ______________________________________________3
Календарно-тематический план _______________________________________7
Содержание изучаемого курса _______________________________________14
Учебно-методическое обеспечение __________________________________ 21



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с временным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики No 72 от 26.12.2014 г. «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт», основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в общеобразовательных учебных учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года No 203 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для реализации поставленной задачи предлагается программа внеурочной деятельности «Первые шаги» для учащихся 1-4 классов.
Общая характеристика факультатива. Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Рабочая программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности : 1- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Вентана - Граф, 2011. 168 с., Методического конструктора: пособие для учителя./Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и государства; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в сфере торговых отношений и т. п., осознать значение различных профессий.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
В основе преподавания курса лежат следующие дидактические принципы:
1. Обучение на высоком уровне трудности Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность. 2. Быстрый темп изучения материала На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал. 3. Ведущая роль теоретических знаний Эта роль заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков. 4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью.
Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Главная особенность и отличие курса – это приоритет общечеловеческих, нравственных ценностей. Постоянно, на различных примерах, происходит рассмотрение морально – этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Нравственное воспитание осуществляется созданием ситуаций, которые ставят перед учеником проблемы морально – этического плана.
Отличительная особенность программы «Первые шаги» состоит в том, что при изучении основных разделов программы, используются местные хозяйственные объекты, ведущие активную экономическую деятельность.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Цель программы: формирование экономического мышления, культуры делового общения и личности младшего школьника для его подготовки к успешной производственно-хозяйственной деятельности, соответствующей экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Позволит решить следующие задачи:
Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
Развивать основы потребительской культуры;
Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей – «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место курса в учебном плане
Данный курс относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности школьника.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, срок обучения 4 года. Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1-4 классах по 1 часу в неделю, за год 33 часа в 1 классе; по 34 часа во 2-4 классах.
Формы и режим занятий:
Используются как групповая, так и индивидуальная форма организации обучения. Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.



Ожидаемые результаты.
К концу 1-го года обучения
узнает:
что такое собственность;
почему все люди трудятся;
какие бывают профессии;
как нужно относиться к своей и чужой собственности.
сможет научиться:
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
К концу 2-го года обучения
узнает:
какие бывают потребности;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
какие бывают товары и услуги;
где можно приобрести товары и услуги;
почему потребность в образовании одна из важнейших потребностей человека.
сможет научиться:
соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
различать товары и услуги.
К концу 3-го года обучения
узнает:
о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
о доходах и расходах в семье;
о формировании бюджета семьи.
сможет научиться:
составлять свой бюджет;
отличать российские деньги от иностранных;
рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
К концу 4-го года обучения
узнает:
основные виды ресурсов;
как производят товары;
какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
почему налоги важны для существования государства.
сможет научиться:
определять ресурсы, необходимые для производства товара;
-- объяснять важность меценатства и милосердия.
Ожидаемые эффекты реализации программы:
§ формирование экономической культуры младших школьников;
§ проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
§ умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
§ включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.


Календарно-тематическое планирование
1 класс 33 часа
№ п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт


Мой дом (10 часов)




1
Я и моя семья. Состав семьи и занятия членов семьи.
1



2
Совместные дела.
1



3
Обязанности. Увлечения.
1



4
Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
1



5
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Игра «Я хозяин большого дома»
1



6
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства).
1



7
Рисование на тему: «Я и моя семья».
1



8
Игра: «Угадай по описанию».
1



9
Рисование на тему: «Мой дом».
1



10
Итоговое занятие на тему: «Мой дом». Выставка рисунков.
1




Моё и чужое (7 часов)




11
Всё, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека.
1



12
Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
1



13
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Исследование «Как человек становится собственником».
1



14
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
1



15
Игра: «Страна Обмения».
1



16
Рисование на тему: «Моя собственность».
1



17
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое». Выставка рисунков.
1




Почему люди трудятся (9 часов)




18
Пословицы, поговорки и загадки о труде.
1



19
Труд – это полезная деятельность людей.
1



20
Хорошая работа, интересная профессия. Экскурсия в школьную столовую.
1



21
Ценность труда людей разных профессий. Экскурсия в библиотеку.
1



22
Встреча с человеком интересной профессии.
1



23
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
1



24
Учебный труд как источник знаний. Сюжетно- ролевая игра «Учитель – ученик»
1



25
Рисование на тему: «Кем я хочу быть».
1



26
Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». Выставка рисунков.
1




Все работы хороши (7 часов)




27
Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт).
1



28
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведения искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
1



29
Как люди выбирают профессию.
1



30
Профессии членов семьи. Проект «Профессии в моей семье».
1



31
Как люди получают профессию. Проект «Как получить профессию и стать мастером своего дела».
1



32
Рисование на тему: «Интересная профессия».
1



33
Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Выставка рисунков. Защита проектов.
1



2 класс 34 часа
№ п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт


Что нам нужно для жизни (6 часов)




1
Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Игра «Собираемся в поход».
1



2
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
1



3
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних животных).
1



4
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
1



5
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
1



6
Итоговое занятие на тему «Что нам нужно для жизни». Выставка рисунков.
1




Хочу, могу и надо (8 часов)




7
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
1



8
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
1



9
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
1



10
Рисование на тему: «Мои желания».
1



11
Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
1



12
Рисование на тему: «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
1



13
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо». Выставка рисунков.
1



14
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо». Выставка рисунков.
1




Товары и услуги (20 часов)




15
Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
1



16
Продовольственные (пища и питье) товары.
1



17
Промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.
1



18
Товары приобретаются в магазинах, на рынке, на ярмарке.
1



19
Продавец – профессия человека, который продает товары. Экскурсия в магазин.
1



20
Продавец промышленных товаров.
1



21
Продавец продовольственных товаров.
1



22
Покупатель – человек, покупающий товары.
1



23
Создание товаров. Изготовление изделий из природного материала.
1



24
Рисование на тему: «Товары».
1



25
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
1



26
Сюжетно-ролевая игра «Рынок».
1



27
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).
1



28
Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Экскурсия на почту.
1



29
Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике».
1



30
Рисование на тему: «Услуги».
1



31
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.
1



32
Какие мечты и желания помогает исполнить образование.
1



33
Рисование на тему: «Мои желания».
1



34
Итоговое занятие на тему: «Товары и услуги». Выставка рисунков.
1



3 класс 34 часа
№ п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт


Жила-была денежка (7 часов)




1
Если бы люди делали все сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Рисование страны Натурального хозяйства.
1



2
Как появились ремесла – умения людей изготавливать различные вещи.
1



3
Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну «Обмению»».
1



4
Как появились деньги.
1



5
Купюры – бумажные деньги. Коллекции монет и купюр.
1



6
Рубли и копейки – деньги России. Рисование денег страны «Экономика».
1



7
Итоговое занятие на тему: «Жила-была денежка». Выставка рисунков.
1




У всякого товара есть цена (7 часов)




8
Деньги – средства оплаты товаров и услуг.
1



9
Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача.
1



10
Как образуется цена на товар.
1



11
Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. (цена, стоимость покупки, размер сдачи).
1



12
Создание ценников, чеков.
1



13
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
1



14
Итоговое занятие на тему: «У всякого товара есть цена». Выставка ценников, чеков.
1




Что нужно знать, чтобы товары покупать (8 часов)




15
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Исследование «Где выгоднее покупать?»
1



16
Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
1



17
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле товары, которые рекламируют? Игра «Выгодно покупателю – выгодно продавцу».
1



18
Разработка проектов: «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел».
1



19
Презентация проектов.
1



20
Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»
1



21
Исследование «Цена и качество товара в различных магазинах».
1



22
Итоговое занятие на тему: «Что нужно знать, чтобы товары покупать».
1




Доход не бывает без хлопот (6 часов)




23
Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
1



24
Расходы семь – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов.
1



25
Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов и расходов. Игра «Семья»
1



26
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Экскурсия в банк.
1



27
Игра «Банк». Рисование банковской карты.
1



28
Итоговое занятие на тему: «Доход не бывает без хлопот». Выставка рисунков.
1




«Дом невелик, да лежать не велит» (6 часов)




29
Семейное хозяйство. Собственность семейная и личная.
1



30
Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Потребности семьи.
1



31
Экономия и бережливость. Экономить значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства.
1



32
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить. Способы экономии: изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
1



33
Рисование на тему: «Моё изобретение для получения воды, электричества или тепла».
1



34
Итоговое занятие на тему: «Дом невелик, да лежать не велит». Выставка рисунков.
1



4 класс 34 часа
№ п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата проведения




план
Факт


Богатство и бедность (12 часов)




1
Как создается богатство? Исследование «Природн
·