Рабочая программа по внеурочной деятельности Экономика: первые шаги


Календарно-тематическое планирование
№ п/пРаздел, тема № п/п по разделу Универсальные учебные действия Дата по плану Дата факт
1 Что нам нужно для жизни -7 ч. Потребности – это все то, что требуется для жизни. 1 различать потребности по видам 2 Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних животных) 2 - различать потребности по видам;
- определять потребности домашних питомцев; 3 Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. 3 - различать потребности по видам;
- формулировать свои потребности; 4 Сюжетно – ролевая игра «Собираемся в поход» 4 - различать потребности по видам;
- формулировать свои потребности; 5 Сюжетно – ролевая игра «Собери портфель» 5 - различать потребности по видам;
- формулировать свои потребности; 6 Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии 6 - различать потребности по видам;
- формулировать свои потребности; 7 Проект «Что я возьму с собой на необитаемый остров» 7 - различать потребности по видам;
- формулировать свои потребности; 8 Хочу, могу и надо – 7 ч.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. 1 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 9 Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. 2 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 10 Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. 3 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 11 Проект «Мои желания». 4 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 12 Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения) 5 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 13 Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее) 6 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 14 Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?» 7 - определять потребности своих близких;
- оценивать свои желания и возможности их реализации 15 Как товары и услуги исполняют желания – 20 ч.
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров.
1 - соотносить виды товаров и место их приобретения;
- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. 16 Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. 2 - соотносить виды товаров и место их приобретения;
- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги 17 Продовольственные (пища и питье) товары 3 18 Промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары 4 19 Товары приобретаются в магазинах, на рынке, на ярмарке. 5 20 Изготовление изделий из природного материала для подарка. 6 21 Продавец – профессия человека, который продает товары. 7 - соотносить виды товаров и место их приобретения;
- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги 22 Покупатель – человек, покупающий товары. 8 23 Экскурсия в магазин. 9 24 Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» 10 25 Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.) 11 - соотносить виды товаров и место их приобретения;
- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги 26 Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации(учреждения) 12 27 Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» 13 28 Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. 14 29 Экскурсия на почту 15 30 Сюжетно – ролевая игра «Почта» 16 31 Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. 17 32 Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. 18 33 Какие мечты и желания помогает исполнить образование. 19 34 Сюжетно – ролевая игра «Школа» 20 Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. -48 с.
Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Экономика: первые шаги» составлена на основе программы внеурочной деятельности О.С.Корнеевой, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М: «Вентана-Граф», 2011
Программа факультатива «Экономика: первые шаги» ориентирована для учащихся 2 класса. Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Цели:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей – «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Задачи:
- Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
- Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
- Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
- Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Ценностные ориентиры содержания кружка.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относится к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботится не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Формы организации занятий: используются как групповая, так и индивидуальная форма организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Место факультатива в учебном плане.
Во 2 классе занятия проводятся один раз в неделю – 34ч
Способы проверки результатов:
- наблюдение,
- тестирование,
- педагогическая диагностика.
Содержание программы
2 класс (30 ч)
Что нам нужно для жизни
Потребности – это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерны только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребность и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии
Универсальные учебные действия:
Различать потребность по видам;
Определять потребности домашних питомцев;
Формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров.
Хочу, могу, надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
.Определять потребности своих близких;
Оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может использовать (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питье) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынках, на ярмарке.
Продавец – профессия человека, который продает товары. Покупатель – человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т.п.). услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
Соотносить виды товаров и место их приобретения;
Различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
Изготовление изделий из природного материала для подарка;
Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
Экскурсия в магазин;
Экскурсия на почту;
Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения во 2 классе ученик узнает:
Какие бывают потребности,
Почему все потребности нельзя удовлетворить;
Какие бывают потребности и услуги;
Где можно приобрести товары и услуги;
Почему потребность в образовании – одна важнейших потребностей человека.
К концу обучения во 2 классе ученик сможет научиться:
Соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
Различать товары и услуги.
Администрация города Рубцовска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей»
«Принято »
на заседании МО, протокол №
от « » ________________ 2015 г.
рук. МО ________________________ «Согласовано»
Зам. директора по УВР
Козликина О.В._______
« » ________________ 2015 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ 10 ККЮС Воропаев В.М. _____________
приказ №
от « » __________ 2015 г.
Рабочая программа
Факультатив «Экономика: первые шаги»
Начальная школа 2 класс «А»
Срок реализации 2015- 2016 г.
Составитель: Н.В. Удодова
Рубцовск 2015