На тему: Психологическая подготовка учащихся к экзаменам


Психологическая подготовка учащихся к экзаменам
Лучшие уроки дают экзамены.
Славомир ВрублёвскийПериод завершения обучения в школе это время первого взрослого испытания. Результаты выпускных экзаменов имеют большую значимость для детей.
Экзамен – это испытание. Любой экзамен является источником стресса. За все годы проведения единого государственного экзамена в Приднестровье, я советую ученикам относиться к экзаменам как данному, которое неизбежно. Умение выработать конструктивное отношение к экзамену.Научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
И я считаю, что важным шагом к успеху на экзамене является абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Наиболее значимые психологические качества, которые требуется в процессе сдачи единого государственного экзамена:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
чёткость и структурированность мышления;
сформированность внутреннего плана действий.
При подготовке к экзаменам я с ребятами выполняю как можно больше различных тестов, которые они будут сдавать на экзаменах. А так же сообщаю сайты, где они могут найти тренировочные задания, причём решив их, а потом проверив. Готовясь к экзаменам, особенно по заданиям В1-В14, всегда внушаю, что материал для них достаточно легкий, и они с ним справятся. Перед экзаменом всегда вновь повторяем все темы, ещё раз останавливаемся подробнее на самых трудных вопросах.Психологически настраиваю детей, как они должны вести себя, работать на экзамене. Подбираю оптимальные модели психологической «настройки»:
Будьте внимательны! В начале тестирования вам сообщают необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать и т.п.). От того, насколько вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов.
Соблюдайте правила поведения на экзамене. Если вы хотите задать вопрос организатору ЕГЭ в аудитории, поднимите руку. И вам ответят на вопросы, например, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непрочитанные буквы, отсутствие текста и т.д.).
А дальше сосредоточьтесь! После заполнения бланка регистрации, когда вы выяснили все непонятные для себя моменты, постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопитесь, но не спеша.
Не бойтесь. Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что правильно поняли, что от вас требуется.
Читайте задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условие задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
Начинайте с самого лёгкого. Начинайте отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда вы успокоитесь, голова начнёт работать более ясно и чётко, и вы войдёте в рабочий ритм. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускайте. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните, в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. Конечно, очень глупо недобрать баллов только потому, что вы не дошли до «своих» заданий, а застряли на тех, которые вызывают у вас трудности.
Прочитав задание, думайте только о текущем задании. Когда вы видите новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые применили в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даёт вам и другой психологический эффект – забудьте о неудаче в прошлом задании, если вы его не смогли решить. Думайте только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключайте. Есть такие задания, что вы можете решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а исключать те, которые вызывают затруднение. Метод исключения позволяет вам сконцентрировать внимание и сосредоточиться.
Рассчитывайте время так, что бы сначала пройтись по всем легким для вас заданиям, тогда вы успеете набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые вы уверены, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые вам вначале пришлось пропустить.
Перед заполнением бланков – ответов ещё раз проверьте. Обязательно нужно оставить время для проверки своей работы, хотя бы для того, что бы успеть глазами пробежать ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайтесь! Стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике это не всегда возможно, учитывайте, что количество решённых вами заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Экзамены – ситуация действительно серьёзная, но не запредельная. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения единого государственного экзамена.
Литература
1. М.А. Павлова, О. С. Гришанова «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2009
2. М.Ю. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися» - М.Генезис, 2009