Презентация Основные этапы обучения осязанию и развитию мелкой моторикидля выступления на методическом объединении


Основные этапы обучения осязанию и развитию мелкой моторики Исполнитель:учитель начальных классовЦыпышева Е.В. ,МБОУ СКОУ №36Озерск 2014  Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка с нарушением зрения, что существенно ограничивает естественную социализацию детей. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания, у них может отмечаться низкий уровень развития осязания и зрительно-моторной координации, лежащие в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения. Процессы познавательной и трудовой деятельности лиц с ослабленным зрением протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов, а у слепых только при работе сохранных анализаторов. Это относится к осязанию и моторики, которые развиты недостаточно хорошо. Для этого требуется специально организованное обучение развитию осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих детей. Осязание – это необходимый компонент человеческой деятельности. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, осязание частично заменяет его в познавательной и контролирующей функции. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая. Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием.  Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности. Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно, представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой (мономануально) и двумя руками (бимануально). Этапы обучения осязания и развитию мелкой моторикиПервый этап – проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рукВторой этап – непосредственное проведение коррекционных занятий со слепыми и слабовидящими учащимися, которые имеют недостаточное развитие мелкой моторикиТретий этап - диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику и уточнить механизмы дальнейшей работы Проведение коррекционных занятий по программе требует соблюдения следующих правил:Слепой и слабовидящий ребенок самостоятельно  выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.Учитель и слепой и слабовидящий учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.Темп и скорость работы выбирают сами дети со зрительной депривацией.В ходе занятий не следует торопить детей со зрительной патологией.Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог представить, что и как ему выполнять.При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.Занятия должны приносить слепому и слабовидящему ребенку радость.Не допускать скуки и переутомления. Каждое коррекционное занятие имеет свою структуру и состоит из трех этапов:Подготовительный - самомассаж рук (2-4 мин.).Основной - ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и моторику кистей и пальцев рук.Заключительный – физминутка со снятием напряжения. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, в процессе разных видов предметно-практической деятельности. К видам деятельности, способствующим развитию осязания, движений рук и ручной умелости, т.е. мелкой моторики относятся:   пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;-         работа с палочками (спичками);-         графические упражнения, обучение элементам рисования воспроизведение рельефных изображений ;-         работа с пластилином;-         игры со шнурками, пуговицами;-         работа с бумагой;-         работа с тканью, нитью, различные виды плетения;-         работа с природным материалом, сортировка мелких предметов; работа по обследование предметов, восприятию рельефных изображений, чтение рельефных рисунков;-         самомассаж рук;-         игры с мозайкой;-         конструирование. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !