Дополнительная образовательная программа Научное познание

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Станция юных натуралистов»








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Научное познание»

Возраст учащихся: 15 – 17 лет
Срок реализации: один год







Автор:
Лапина Татьяна Петровна;
методист,
педагог
дополнительного образования















Новокузнецк, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Научное познание» разработана на основе программы «Экология сибирского города» (Скалон, 1997) рекомендованной Советом по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования для основной общеобразовательной школы.
Программа «Научное познание» относится к программам естественнонаучной направленности.
Уровень сложности программы – базовый.
Актуальность программы дополнительного образования «Научное познание» состоит в ориентации программы на овладении учащимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения исследования. Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо опираться на содержание ключевых понятий в современной педагогике по вопросам теории и практики исследовательской деятельности. В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний».
При организации исследовательской деятельности обучающихся необходимо обратить внимание на этимологию слова «исследование», буквально означающее «идти по следу», что отражает существенный признак этой деятельности – восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам.
Программа «Научное познание» опирается на следующее понятие исследовательской деятельности учащихся: «Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы». Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей «Научное познание» исходит из того факта, что при выполнении исследований формируется исследовательская компетентность обучающихся и культура исследовательской деятельности. Эти термины вошли в педагогику совсем недавно, и это доказывает, что исследовательский метод организации учебной деятельности становится все более востребованным в системе образования, как у педагогов, так и у учащихся.
Именно выполнение исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, на уроках в школе и в неформальном общении со сверстниками и взрослыми.
Большой интерес педагогов и детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций. Сегодняшние школьники уже завтра станут студентами, послезавтра – специалистами, которые будут работать в разных отраслях российской экономики. Исследовательская компетентность – это залог успешности, который формируется педагогами при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один учебный год. Возраст обучающихся – 15-17 лет (9-е, 10-е, 11-е классы средней общеобразовательной школы). Обучение осуществляется на добровольной основе.
Режим занятий: продолжительность одного занятия – два часа, один раз в неделю.
Группы могут быть одновозрастными, например, включать в себя только учащихся десятых классов, и разновозрастными, то есть состоять из учащихся и девятых, и десятых, и одиннадцатых классов.

Цель курса: формирование исследовательской компетентности учащихся на основе знакомства с основными этапами развития современной науки, научного познания мира и освоения базовых методик проведения самостоятельных исследований.

Задачи курса:
Повышение уровня компетенции учащихся по вопросам организации самостоятельной исследовательской деятельности и научного познания мира.
Развитие у детей умений анализировать теоретическую и практическую информацию, сравнивать, обобщать изучаемый материал, отстаивать свое мнение в прениях и дискуссиях.
Воспитание активной жизненной позиции и гражданской ответственности.

Основные формы и методы работы
Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов).
При реализации программы «Научное познание» широко используется метод проблемного обучения, который реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач.
Частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ.
Особое значение имеет исследовательский метод. В объединении планируется и реализуется самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с помощью педагога. При выполнении исследований используются информационные технологии и Интернет-ресурсы.
Виды оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий (промежуточный) и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющегося уровня знаний обучающихся в вопросах развития научного знания и науки в целом. Формы оценки: диагностическое тестирование.
Целью промежуточного контроля является оценка качества усвоения материала программы. Формы оценки: диагностическое тестирование.
Цель итогового контроля – диагностика уровня знаний в соответствии с программой дополнительного образования. Формы оценки: диагностическое тестирование. Результативность оценивается количеством и качеством выполнения заданий.
Одним из важнейших результатов обучения по программе «Научное познание» является участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ различного уровня: муниципальном, региональном, областном, федеральном.






Предполагаемый результат обучения
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
особенности научного мировоззрения;
историю развития науки;
методы научного познания мира;
правила оформления исследовательской работы школьника;
правила формулирования темы исследовательской работы;
правила постановки цели и задач исследования;
правила составления обзора литературных и информационных источников;
правила выбора методов исследования;
правила составления анкеты для проведения социологического опроса;
правила статистической обработки данных;
правила оформления результатов исследования: таблиц, графиков;
правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
правила создания презентации доклада;
правила выступления с докладом;
правила выступления в прениях и дискуссиях;
правила оформления тезисов исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:
выбирать тему учебного исследования;
формулировать цели и задачи исследования;
формулировать актуальность данного учебного исследования;
самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
проводить обзор литературы по теме исследования;
определять возможные методы;
провести статистическую обработку материала исследования;
сформулировать выводы из проведенного исследования;
самостоятельно написать тезисы по учебному исследованию;
составить электронную презентацию к докладу результатов исследования;
свободно владеть терминами курса, грамотно отстаивать свою точку зрения;
представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
защитить результаты работы перед аудиторией.





Учебный план
№ п/п
Наименование тем программы
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Тема I. Введение в курс.
3
3
6


2.
Тема II. Методы научного познания мира.
4
4
8


3.
Тема III. Методология научного творчества.

11

11

22


4.
Тема IV. Правила оформления исследовательской работы

7

7

14

5.
Тема V. Представление исследовательской работы

4

6

10

6.
Тема VI. Исследовательская и научная деятельность

4

4

8

Всего
33
35
68



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем
Количество часов



Теория
Практика
Всего часов

I. Введение в курс «Научное познание и творчество»»

1.
Наука и научное мировоззрение.
1
1
2

2.
История развития науки в 16-19 веках.
1
1
2

3.
История развития науки в XX веке.
1
1
2

II. Методы научного познания мира

4.
Наблюдение, описание, измерение.
1
1
2

5.
Эксперимент, анализ, синтез, обобщение.
1
1
2

6.
Индукция, дедукция, аналогия.
1
1
2

7.
Моделирование, классификация.
1
1
2

III. Методология научного творчества

8.
Тема научного исследования.
1
1
2

9.
Актуальность исследования, цели, задачи.
1
1
2

10.
Предмет и объект исследования. Гипотеза.
1
1
2

11.
Обзор литературы - составная часть научного исследования.
1
1
2

12.
Работа с информационными источниками.
1
1
2

13.
Правила оформления обзора литературы.
1
1
2

14.
Выбор методов научного исследования.
1
1
2

15.
Правила проведения эксперимента.
1
1
2

16.
Достоверность экспериментальных данных.
1
1
2

17.
Основные правила статистической обработки экспериментальных данных.
1
1
2

18.
Таблицы, диаграммы, графики.
1
1
2

IV. Правила оформления исследовательской работы

19.
Правила оформления титульного листа разных типов творческих работ обучающихся.
1
1
2

20.
Правила написания и оформления главы исследования «Введение».
1
1
2

21.
Правила оформления первой главы исследовательской работы «Обзор литературы».
1
1
2

22.
Правила оформления второй главы исследования «Методы исследования»
1
1
2

23.
Правила оформления третьей главы исследования «Результаты исследования»
1
1
2

24.
Правила оформления заключительной главы исследования «Выводы и заключение»
1
1
2

25.
Правила оформления списков литературных и информационных источников и приложений.
1
1
2

V. Правила представления исследовательской работы

26.
Доклад, тезисы доклада.
1
1
2

27.
Электронная презентация доклада.
1
1
2

28.
Правила выступления с докладом перед аудиторией.

1

1

2

29.
Научно-практическая конференция учащихся объединения.

-

2

2

30.
Ролевая игра «Симпозиум специалистов» по материалам исследовательских работ.

1

1

2

VI. Исследовательская и научная деятельность

31.
Научная статья как итог исследования.
1
1
2

32.
Курсовые и дипломные работы в вузе.
1
1
2

33.
Путь в науку. Наука в XXI веке.
1
1
2

34.
Заключительное занятие.
1
1
2


Всего часов:
33
35
68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение в курс «Научное познание»
Наука и научное мировоззрение. Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Понятие «наука». Научные методы изучения природы. История развития науки в 16-19 веках. Эпоха возрождения. Великие ученые: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, их вклад в развитие науки. История развития науки в XX веке. Развитие атомной физики, кибернетики, генетики и экологии в XX веке. Научные методы изучения природы.
II. Методы научного познания мира
Понятие «метод». Научные методы: наблюдение, описание, измерение; фиксация научных наблюдений, создание базы данных.
Научные методы: эксперимент, анализ, синтез, обобщение. Научные методы: индукция, дедукция, аналогия.
Научные методы: моделирование, классификация. Моделирование в экологии, модель будущего климата на планете. Классификация в ботанике и зоологии, экологии и химии.
III. Методология научного творчества
Тема научного исследования. Правила формулирования темы научного и учебного исследования. Актуальность исследования, цели, задачи. Правила формулирования цели исследования и задач. Предмет и объект исследования. Гипотеза. Обзор литературы - составная часть научного исследования. Правила оформления обзора литературы. Правила оформления цитат, ссылок на информационные источники.
Правила ведения наблюдений науке и фиксации проведенных наблюдений. Правила проведения социологических опросов, правила составления анкет для социологических опросов. Фиксация данных.
Правила проведения эксперимента. Планирование эксперимента. Достоверность экпериментальных данных. Репрезентативность выборки. Основные правила статистической обработки экспериментальных данных. Понятие экстраполяции полученных результатов исследования.
Основные способы обработки информации: таблицы, диаграммы, графики. Компьютерная обработка данных научных исследований.
IV. Правила оформления исследовательской работы
Титульный лист исследовательской, проектной, реферативной работы. Шрифты официальных документов.
Правила написания и оформления главы исследования «Введение».
Понятия «актуальность исследования», «цель исследования», «задачи исследования», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования». Параметры страницы, выравнивание текста, выделения в тексте.
Правила оформления первой главы исследовательской работы «Обзор литературы». Цитата, ссылки и их оформление. Анализ, синтез и обобщение информации. Значение литературного обзора. Правила оформления второй главы исследования «Методы исследования».
Правила оформления третьей главы исследования «Результаты исследования». Правила оформления заключительной главы исследования «Выводы и заключение». Обобщение и экстраполяция данных научных исследований, достоверность полученных данных и правила экстраполяции: общие требования к научным исследованиям. Правила оформления списков литературных и информационных источников и приложений. Правила оформления приложений: рисунки, фотографии, графики, диаграммы, таблицы.
V. Правила представления исследовательской работы
Доклад, тезисы доклада. Основные требования к электронной презентации исследовательской работы. Требования к эстетике оформления электронных презентаций.
Правила выступления с докладом перед аудиторией. Культура речи выступающего. Лимит времени. Правила ведения дискуссии. Традиционные требования к внешнему виду докладчика.
VI. Исследовательская и научная деятельность
Научная статья как итог исследования. Основные требования к научной статье. Обобщение научных данных.
Курсовые и дипломные работы в вузе. Роль молодежи в развитии российской и мировой науки. Профессиональная деятельность ученого-исследователя. Кандидатская и докторская диссертации. Аспирантура. Роль научного руководителя. Новейшие достижения науки в начале двадцать первого века.

Список литературы
Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
Ивченко, Т.В., Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание школьников: назад в прошлое или шаг в будущее // Биология в школе. – 2008. - №3.
Лапина, Т.П. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Масленникова, Н.П. Проблемное обучение биологии. Методическое пособие [Текст]. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 51 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
Скалон, Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
Скалон, Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие [Текст] / Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово, 2006. - 128 с.
Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст]. - Ростов -на -Дону: Феникс, 2000. – 576 с.









13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915