Организация безотметочного обучения на уроках русского языка


Организация безотметочного обученияна уроках русского языка.  Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.Выбранная тема является актуальной , так как необходим поиск иного подхода оценивания и устранения негативных моментов в обучении, который способствовал гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышение учебной мотивации. Дети по - разному усваивают учебный материал и имеют разный уровень успеваемости.Безотметочная система обучения, должна сделать оценку учащегося более:содержательнойобъективной дифференцированной


- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности- является малоинформативной- затрудняет индивидуализацию обучения.Традиционная пятибалльная система оценивания:

Формы безотметочного обучения:«Хорошие слова» или комплиментыНевербальные виды помощи .Самооценка.ВзаимооценкаПапка достижений .Лист «Мои достижения» .



Приёмы оценивания планируемых предметных результатов обученияЛесенкаВолшебная линеечкаСветофор, цветовые сигналыЗнаковая символика (+, , - )

«Лесенка достижений»Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Волшебные линеечки»На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.1 2 3 4

Цветовые сигналы «Светофор»Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.


Русский язык.Суть заданияИнструмент для оцениванияКритерийСлова учителяНаписание буквы «д»1 строка: обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой – петлю.Красной ручкой 3 – букву О.Зелёной ручкой 3 – букву Д.2 строка: элементы буквы д – красной, зелёной ручкой;Наклонные линии – синей ручкой;Буква д – красной, зелёной, красной…Какой цвет дальше? Обозначьте самую красивую букву«восклицательный знак»(!)правильность-Если вы считаете, что вся строка написана правильно, то поставьте восклицательный знак рядом с ней на полях. Сравнить с образцом учителя.Обозначьте самую красивую букву«королева букв»красота- Найдите у себя самую красивую букву и нарисуйте над ней корону Пример письменной работыИнструмент для оцениванияВыделенные уменияСлова учителяДиктант.Коля позвал овчарку Дуську. Они отправились на площадку. Дуська выполняла команды. А мальчик угощал её сахаром. «Волшебные линеечки»(в соответствии с количеством заданий)Поставьте в словах первого предложения ударения.                 Если ударение поставлено верно во всех словах, то поставь крестик на самом верху линеечки. Если ударение поставлено не во всех словах верно, то поставь крестик по середине линеечки. Если ударение поставлено во всех словах не верно, то поставь крестик внизу линеечки. Суть заданияИнструмент для оцениванияКритерий (критерии)Слова учителяНайди в предложении слова, обозначающие: предмет, признак предмета, действие предмета.Митя катался на саночках с ледяной горки.«Лесенка успеха»!  + ?!-отлично +-хорошо?-повтори правило!- если все слова найдены.+- если не найдены 1-2 слова.?- не справился с заданием и необходима помощь. Критерии усвоения темыМоя оценка(ребенка)Оценка учителяОшибки, комментарии1. Умение записывать слова с орфограммой ЖИ-ШИ+??-доработай2. Умение записывать слова с орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ+!!-молодец3. Умение записывать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН+! 4. . Умение переводить транскрипцию в буквен. запись-?поработаем вместе Предполагаемые результаты. Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).- Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Выводы:За безотметочным обучением будущееПроисходит реальное развитие оценочных уменийСнижается уровень общей и учебной тревожностиОсуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обученияСистема оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой. Безотметочное обучение способствует развитию всех видов универсальных учебных действий
Спасибо за внимание